ЧП НА КРЕЙСЕРЕ "АДМИРАЛ СЕНЯВИН"

Эта трагедия произошла почти четверть века назад, но о ней мало кто знает. Все документы, связанные с гибелью крейсера, были уничтожены по приказу из Кремля еще в конце 70-х годов. Однако память человеческую стереть невозможно. К тому же у одного из бывших офицеров Главного штаба ВМФ в секретной рабочей тетради сохранились выписки из акта комиссии по расследованию ЧП. Ими он поделился с корреспондентом редакции...

13 июня 1978 года флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва. Из носовой башни повалил густой дым.
Капитан 1 ранга запаса Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказал мне о своих тогдашних впечатлениях:
- Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек - боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе (в том числе Леня Климченко) - погибли.
Почему же боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних? Все дело в том, что вокруг крейсера тогда был поднят нездоровый ажиотаж. Незадолго до ЧП корабль посетил Леонид Брежнев, осуществлявший помпезную поездку по Дальнему Востоку.
Генсек вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе. За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3-го ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г."
По традициям тех лет, "осчастливливание" корабля генсеком требовало от экипажа включения в пропагандистскую игру под лозунгом "Идти все дальше и добиваться все большего". А значит, корабль с той минуты, как на него ступила нога Брежнева, был обречен на показуху, нездоровую шумиху, что способно в кратчайшие сроки расшатать в экипаже дисциплину, снизить самоконтроль. После того как Брежнев и его свита уехали, на крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к звездному "экипажу" и со стороны вышестоящего командования. И как итог - через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.
В акте комиссии по расследованию его причина сформулирована так: "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни N 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля". В акте отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.
По итогам расследования многие должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии. Даже сегодня, по прошествии почти четверти века, удивляют "ножницы" между тяжестью происшествия (37 загубленных жизней!) и мягкостью взысканий. Даже уголовное дело не было возбуждено. Чувствуется, что по чьему-то высочайшему повелению трагедию решили замять. Эту версию подтверждает и то, что в 1979 году на флоте были уничтожены все документы, относящиеся к взрыву на "Адмирале Сенявине".
Какие же там были секреты? Скорее всего, никаких. Наверняка такие чрезвычайные меры предосторожности были приняты лишь для того, чтобы "дорогой товарищ Брежнев" никогда не узнал о трагедии на корабле, палуба которого была освящена его вельможными подошвами. Ведь уже к тому времени престарелому генсеку о дурных новостях старались не сообщать. С тех пор до самой смерти Брежнева название крейсера "Адмирал Сенявин" напрочь исчезло со страниц газет. Лишь в сентябре 1990 года в СМИ прошла коротенькая тассовка о том, что "в соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере "Адмирал Сенявин", выслужившем установленные сроки".