ДОХОДНОЕ МЕСТО И ЦИАНИСТЫЙ КАЛИЙ

Под конец сезона в "Сатириконе" состоялись две премьеры: "Доходное место" Островского на большой сцене и "Эстремадурские убийцы" испанского драматурга Мильяна на малой. Оба спектакля, при всей их непохожести, тяготеют к эксцентрике и клоунаде.

Мы знаем спокойного Островского, так сказать, певца Замоскворечья, а райкинский спектакль опрокидывает все наши представления об этом драматурге. Оказывается, его можно играть страстно, энергично, в гротесковом ключе. Недавно Райкин в одном интервью признался, что, перечитав всего Островского, поразился, насколько он энергетически ему близок, и поэтому не захотел его ставить как бытописателя. На "Доходном месте" не бывает скучно ни одной минуты. Действие разворачивается стремительно. Самое главное - Райкин не банально подошел к персонажам, которые смотрят на жизнь практически, то есть обладают особым чутьем на деньги, знают, где и как их достать.
Маменьке двух взрослых дочек госпоже Кукушкиной (Анна Якунина), появляющейся в цирковом костюме наездницы, присущ особый азарт в борьбе с честным Жадовым. Как блистательно она проводит сцену со своим непутевым зятем, обрекшим ее чадо на нищету и изнурительный домашний труд. Когда Кукушкина приходит в дом к дочери и видит, что Полина сама стирает белье, то подбирает полы длинного платья и, оставаясь в смешных цветастых панталонах, начинает яростно мыть полы. Эта комическая, на грани фола деталь, конечно же, придуманная режиссером, говорит о многом в ее характере.
Маменька, конечно же, корыстна, и ей плевать на человеческое достоинство и прочий вздор, которым набивает голову ее глупой дочке Жадов. Она женщина простая и упрямая. Вынь да положь откуда хочешь деньги, материю на платье, шляпку и прочее. Другой жизни не понимает. Когда появляется Жадов (Денис Суханов), она одергивает полы платья. Все-таки мужчина. Неудобно. Но после минутного замешательства снова задирает платье и продолжает мыть полы. Пусть заткнется со своим вздором драгоценный зятек. Ох, как она его презирает! Чиновник Юсов ( Григорий Сиятвинда) тоже эксцентрический тип. Он до глубины души возмущен поведением этого мальчишки, который только и знает, что твердит о честности и принципиальности. Да что он в жизни-то видел?! Брал бы пример со своего родственника Белогубова (Сергей Климов), который знает свое место и высоко не заносится, но и своего не упускает.
Райкин подчеркивает в спектакле: мир со времен Островского мало изменился. Деньги, роскошь по-прежнему правят всем. Причем юсовых, кукушкиных и белогубовых в нашей жизни развелось так много, что их уже никто и не осуждает, они стали нормой. Поэтому режиссер не разоблачает их, он просто над ними смеется, показывая, насколько мелкие у них душонки.
После бесконечных препирательств с женой и конфликтов с начальством Жадов в конце концов ломается и идет к дяденьке просить доходное место. Жаль, но такова правда жизни, и Островский никогда ей не изменял.
В "Эстремадурских убийцах" все выглядит значительно резче, даже с оттенком патологии. Тут изображена некая "святая" семейка. Тетушка Энрике (эту женскую роль играет актер Сергей Дорогов), ее дочь Адела (Анна Буданова) - старая дева, психопатка с подчеркнуто безобразной внешностью, племянник Энрике (Яков Ломкин) с вьющейся напомаженной челкой, похожий на опереточного красавца. Именно он оказывается убийцей мужа своей любовницы, расчлененный труп которого таскает с собой в большой сумке и шляпной коробке. Есть при этом и вполне милое, но дебильное существо - Хустина (Марина Иванова), которая по недомыслию и добродушию выдает страшные тайны своих родственничков. Ее муж Льермо - Андрей Оганян, молодой, обаятельный актер, виртуозно сыгравший дурачка и простофилю, занимающегося не вполне "чистыми" делами, - в конце концов отправится за решетку. Ну а дедуля (Михаил Вандышев), тот еще тип, сбежит к молодой любовнице, прихватив с собой портфель с деньгами. Вот такая семейка.
События разворачиваются очень быстро, и к финалу спектакля уже будет пять трупов, включая и тот, который Энрике таскает в сумке и шляпной коробке. По чистой случайности от цианистого калия погибнет не дедуля, которому он предназначался, а Сатир Эустакио (Владимир Михайловский), оказавшийся в этом доме. "Наивная" Хустина напоит кофе с цианистым калием своих дорогих родственников, и все трое - маменька, дочка и племянник - застынут неподвижной группой прямо на полу. Любовница Энрике Марта (Ольга Чудакова), единственный нормальный человек среди всех этих кошмарных типов, убежит из страшного дома и, ни о чем не подозревая, заберет ту самую сумку и шляпную коробку, в которой лежит расчлененный труп ее мужа. Одним словом, "черная комедия", поэтому зрителям бывает одновременно страшно и смешно... Никаких особенных режиссерских ухищрений в этом спектакле нет, поскольку сама пьеса настолько эксцентрична, что артистам и постановщику Войтулевичу надо было прежде всего соответствовать сюжету. Вот так, поучая и развлекая своего зрителя, Константин Райкин заканчивает очередной сезон.