07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕК ШОЛОХОВА

Карамышева Людмила
Опубликовано 01:01 24 Мая 2005г.
В канун юбилея наш корреспондент встретилась с внуком писателя А. Шолоховым - директором Государственного музея-заповедника Михаила Александровича Шолохова.

- Александр Михайлович, некоторое время назад отдельные деятели культуры-москвичи, живущие в Москве, возмущались: почему юбилей Шолохова отмечается на Дону, в Вешенской, а не в столице?
- Было такое недоразумение. Оно быстро утряслось, когда до всех дошла информация о том, что торжества состоятся и в Москве, и на Дону.
В начале июня в столице, на Гоголевском бульваре, будет открыт памятник М.А. Шолохову. В одном из близлежащих домов, что в переулке Сивцев Вражек, писатель жил, когда приезжал в Москву. В рамках "Шолоховской весны" в Москве в течение мая проходят литературные чтения, научные конференции, выставки художественных работ, концерты. А торжественный вечер, посвященный юбилею, состоится в Большом театре 10 июня.
- Говорят, что в одном из музеев Ростова-на-Дону будет выставлена для обозрения рукопись "Тихого Дона". Так ли это?
- Полагаю, этого не будет. Бумага, как известно, имеет свойство портиться. В Институте мировой литературы в Москве, где рукопись сейчас находится, созданы идеальные условия для ее хранения. Их, по правилам, нельзя нарушать. Кстати, отдельные страницы "Тихого Дона" хранятся в Пушкинском доме, есть они и в Литературном музее Шолохова в Вешенской. Подлинник для изучения нужен лишь специалистам.
- Как известно, рукопись была найдена в середине 80-х. Почему переговоры о ее передаче тянулись долгие годы?
- Владелица рукописи запросила огромную сумму - полмиллиона долларов. К тому же она боялась, что семья Шолохова заявит о своих правах, и в конце концов сделку, если та произойдет, признают недействительной. Семья написала отказ от прав владения. Бумага аналогичного содержания - об отказе - была подписана и работниками музея-заповедника М.А. Шолохова. При Горбачеве решение вопроса растянулось на семь лет. Тем временем до нас дошли слухи, что владелица собирается продать реликвию за границу. Об этом каким-то образом узнал Владимир Путин - в ту пору он был председателем правительства России. Он вмешался в ситуацию, и вопрос решился чрезвычайно быстро. Кстати, удалось договориться и о цене.
Она стала на порядок ниже - несколько десятков тысяч долларов. В качестве покупателя выступила Академия наук России.
- Почему в разгар клеветнической кампании, обрушившейся на вашего деда, молчала семья?
- Мой отец, будучи молодым и энергичным, стал атаковать деда: "Нельзя молчать, надо же что-то делать!" Тот охладил его пыл фразой: "Собака лает, а караван продолжает свой путь". И даже пошутил: "Знаешь, почему они затеяли эту возню? У журналистов и критиков в споре рождается гонорар". Посоветовавшись, мы решили не ввязываться в судебные и иные тяжбы, которые, на наш взгляд, лишь привлекли бы внимание к несуществующей проблеме.
- После обнаружения рукописи и обнародования данных шести научных экспертиз (включая графологическую, текстологическую, анализ качества бумаги...) клеветнические измышления прекратились?
- Нет, конечно. На мой взгляд, они не закончатся никогда. Один из антишолоховцев, успокоившись наконец относительно авторства "Тихого Дона", недавно заявил, что "Они сражались за Родину" написал кто-то другой...
- У вас есть объяснение подобным нападкам?
- С одной стороны, всему причиной элементарная человеческая зависть. С другой - существуют, считаю, люди, которых вообще не устраивает выдающаяся талантливость русского человека. Поэтому втаптывают в грязь светлые имена отечественной литературы. При невнятности общегосударственной культурной политики, увы, подобное стало возможным.
- Шолоховедение последних лет в чем-то стало другим?
- Безусловно. Появилось несколько серьезных, глубоких научных работ. В первую очередь я хотел бы назвать недавно вышедшую в Москве книгу Феликса Кузнецова "Тихий Дон": судьба и правда великого романа". Большую научную работу проделал также Виктор Петелин, собравший и издавший отдельным томом письма Шолохова, подготовлены к печати и должны скоро выйти первые два тома собрания сочинений писателя в академическом издании.
- Единственный в России музей Шолохова в Вешенской пополнился новыми экспонатами?
- В ходе подготовки к юбилею, которая началась еще два года назад, мы получили немало новых документов. К примеру, недавно нам передали открытку, которую Михаил Александрович послал своему знакомому, жителю Вешенской, из Пруссии. В годы войны, будучи военным корреспондентом, Шолохов бывал на разных фронтах. Но даже семья не знала, что ему довелось побывать и в Пруссии. Сейчас ведем переговоры о приобретении 30 работ Сергея Королькова, первого иллюстратора романа "Тихий Дон", эмигрировавшего в свое время в США.
Кроме того, фонды музея пополнились несколькими десятками страниц автографов, а также предметами казачьего быта, которые передают атмосферу времени, о котором идет речь в "Тихом Доне и "Поднятой целине". Фонды музея стали богаче за последние два года на 20 тысяч предметов.
- А есть ли возможности сохранить это наследие?
- Как вы, вероятно, могли заметить, в Вешенской заканчивается реконструкция многих зданий, недавно вошедших в музейный комплекс. В здании бывшего Народного дома после реконструкции разместится экскурсионно-выставочный центр. В отдельное здание переместится фондохранилище. Установлено уникальное оборудование, позволяющее круглый год поддерживать нужную температуру и т.д., которого нет, как уверяют специалисты, ни в одном городе России.
- Видимо, затраты потребовались немалые...
- Использовались два источника финансирования - федеральный и областной. Каждый из них внес примерно равную долю - по 220-230 миллионов рублей. За счет федеральных средств мы расширили число музейных объектов, провели реставрацию. Средства областного бюджета пошли на социальное благоустройство Вешенского и двух соседних районов.
Дед любил заботиться о земляках. Когда говорили, что он построил аэропорт в Вешенской, мост через Дон (до 1984-го здесь был только понтонный), проложил дороги и так далее, Михаил Александрович отшучивался: "Я к этому пальто только пуговицы купил. Остальное cоветская власть пошила".
Люди шли к нему огромным потоком. Пожалуй, ни одной более или менее существенной просьбы он не оставил без внимания. Даже если приходилось отдавать последние деньги. Марию Петровну иногда это доводило до слез. Михаил Александрович ее успокаивал: "Этому человеку деньги сейчас нужнее".
- А ведь ходили легенды, что Шолохов сказочно богат - мол, у него есть собственный самолет, несколько автомобилей...
- Мифов было немало. Когда после окончания войны наша семья вернулась из эвакуации, жить было негде. Наш дом разбомбили. Несколько лет мы снимали в Вешенской частные квартиры. Для того чтобы построить двухэтажный дом, в котором теперь находится музей, дед в 1949 году взял кредит в Управлении делами ЦК КПСС. Вернуть его смог лишь в конце 70-х, в тот момент радовался как ребенок.
- Но он же получал солидные, по меркам тех лет, премии за свои произведения?
- Сталинскую премию Шолохов, как известно, во время войны перечислил в фонд обороны. А Государственную также в полном объеме направил на строительство школы в станице Каргинской, где когда-то учился. В 50-е годы школа была одной из лучших в Ростовской области. Усилиями областных властей - курировал реконструкцию губернатор области Владимир Чуб - в последние месяцы эта школа превратилась в современное учебное заведение европейского типа - со светлыми классами, паркетом, пластиковыми окнами, огромным спортивным залом, компьютерным и мультимедийным классом. Кстати, на средства областного бюджета в Вешенском и соседних районах в рамках подготовки к юбилею проложены десятки километров дорог, построены газопроводы, отремонтированы дома культуры, больницы и другие социокультурные объекты. Выделяя деньги, губернатор Владимир Чуб сказал: "Можно ли лучшим образом выразить уважение человеку, нежели продолжить то, что он начал?" К слову, из отпущенных к юбилею средств только 2 процента будет потрачено на организацию праздника.
- Много ли гостей ждете?
- Если обычно на празднование "Шолоховской весны" в Вешенскую съезжаются около 70 000 человек, то теперь, на столетие, мы ожидаем прибытия 100 000 гостей. Только артистов, занятых в концертах, будет около 5000. Почтить память Шолохова прибудут представители стран СНГ, других зарубежных государств. Забронированы не только все места в гостиницах, трудно отыскать свободную комнату в частном секторе.
- Говорят, к приему высоких гостей удалось восстановить даже взлетно-посадочную полосу местного аэропорта, не работавшего больше десятка лет?
- Аэропорт готов к приему чартерных рейсов. Возможны и регулярные полеты, но проблема упирается в платежеспособность населения - местные авиалинии, как правило, в стране убыточны.
- Откройте секрет - что будет апофеозом праздника?
- Основная сценическая площадка будет вынесена на зеркало Дона. Она расположится близ того самого берега, с которого любил смотреть на реку Михаил Александрович...
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ О ШОЛОХОВЕ
Владимир КРУПИН, писатель:
- Шолохов сполна, думаю, расплатился за грехи русской литературы. Его предшественники готовили пожары революции и кровь братоубийства. Шолохов показал как следствие этого судьбу человека, которому некуда деваться со своей земли, которую он любит больше жизни. Погибнет Мелехов или уцелеет - мы не знаем этого, но он никогда ни слова плохого не скажет о России. И кто только не садился ей на шею: и большевики, и коммунисты, и демократы, все она выдержала и выдержит. Залог ее бессмертия в ее великой культуре, вершину которой омывает "Тихий Дон" Шолохова.
Людмила ЧУРСИНА, народная артистка России:
- В моей творческой судьбе Шолохов - как крестный отец, потому что моей первой большой работой в кино была роль Дарьи в фильме "Донская повесть" по ранним рассказам писателя. Для меня, начинающей актрисы, встреча с таким литературным материалом - сочным, ярким, самобытным - была невероятным счастьем. Фильм снимался в донской станице, там я научилась любить, понимать, слышать степь... Однако я испытывала не только счастье, но и страх, поскольку роль требовала и жизненного опыта, и женского, и актерского, - чего у меня тогда не было. Мое везение заключалось и в том, что рядом оказался режиссер Владимир Фетин, который до этого уже снял по Шолохову отличный фильм "Жеребенок" с Евгением Матвеевым. Прежде чем пустить меня в кадр, режиссер дал мне десять дней, чтобы вжиться в образ, как он говорил, "обабиться"... Михаилу Александровичу эта картина очень понравилась, особенно он отмечал достоверность происходящего на экране, отсутствие красивостей... За исполнение роли Дарьи я получила свою первую награду - приз за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале.
Вадим ЮСОВ, кинооператор, народный артист РСФСР:
- Когда Сергей Бондарчук приступал к работе над фильмом по роману Шолохова "Они сражались за Родину", шел 1974 год. В те времена так жестко показать кровь и тяжесть войны могли себе позволить только Михаил Александрович и Сергей Федорович. Пожалуй, больше никто не рискнул бы рассказать о тех "сражавшихся за Родину", кто больше верил в Бога и спасение души, чем в Сталина и социализм. Съемки велись близ хутора Мелологовского и станицы Клецкая, где и проходили реальные бои. Мы жили на пришвартованном к берегу теплоходе. В картине играли Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков... В самый разгар съемок побывали в гостях у писателя в станице Вешенской. Михаил Александрович принял наш десант радушно. Многие видели живого классика впервые. За обеденным столом быстро установилась непринужденная атмосфера. Говорили о жизни, о деревне, шутили...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников