ГАДАНИЕ НА ВТО

Глава российской делегации на переговорах, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков обнародовал полный список вопросов, по которым Россия не нашла общего языка со своими партнерами и даже "не готова идти на уступки".

Прежде всего, это цены на газ - экспортные и внутренние тарифы, которые Россия должна уравнять. Но, говорит Максим Медведков, "мы не можем брать на себя обязательства в секторе, где реформы не завершены".
Второе требование - Россия должна взять на себя общие обязательства по снижению роли государства в экономике. Во-первых, столь неконкретные обязательства принимать нельзя вообще хотя бы потому, что потом "замучают упреками" по поводу и без оного. Во-вторых, сегодня руководство страны еще само не разобралось до конца, где именно нужно снижать роль государства, а где, напротив, повысить?
Третий пункт претензий - сельское хозяйство. От России требуют, чтобы она зафиксировала государственную поддержку аграрного сектора на уровне последних лет - это 3,5 млрд. долларов в год. Но в начале 90-х годов, когда мы подавали заявку на вступление в ВТО, господдержка доходила до 10 млрд. долларов. Почему нас лишают права начинать с этой цифры? Тем более что аграрный сектор в России пока еще "скорее мертв, чем жив".
Следующий упрек - мы слабо боремся с "пиратством", нарушениями прав на интеллектуальную собственность (аудио- и видеозаписи, компьютерные программы и т.д.). И это правда. Здесь, однако, наши партнеры понимают, что решить в два-три года эту проблему Россия не сможет. Но нужно напрячь усилия.
Пятая проблема - от России требуют снизить или отменить пошлины на ввоз авиационной техники. Но в стране только-только начинается возрождение отечественной авиапромышленности. Отменить пошлины на ввоз "Боингов" и прочих чужих лайнеров - значит угробить всю отрасль. В общем, российская делегация отвечает, что давать какие-то обязательства в этой сфере мы сможем лишь после создания единой авиастроительной корпорации. И даже тогда ответ будет, скорее всего, отрицательным. "Мы все равно пошлины не отменим", - сказал М. Медведков.
Не менее серьезное требование - предоставить иностранным банкам и страховым компаниям возможность открывать свои филиалы в России. Наше встречное предложение: пусть финансисты, желающие поработать на российском рынке, открывают у нас "дочерние банки". На это требуется лишь 5 млн. долларов - для серьезных западных финансовых институтов это не деньги. Результат: российские предложения на сей счет изучаются.
Седьмая и последняя проблема заключается в том, что одна из стран - членов ВТО (Австралия) требует от России свободного доступа к нашим природным ресурсам. Требование для нас совершенно неприемлемое, ибо фактически означает покушение на российский суверенитет. Здесь невозможен никакой иной ответ, кроме отказа, и Австралии придется с этим смириться.
Учтем, что кроме Австралии официальное согласие на вступление России в ВТО еще не дали более двух десятков стран, среди которых США, Канада, Бразилия, Аргентина и Мексика. Перечисленные пункты разногласий - требования именно этих государств. Глава нашей делегации Максим Медведков, однако, утверждает: "Несмотря на все эти ужасы, у нас идет очень конструктивная работа..."
Всем понятно, что здесь требуется лишь политическая воля. Но если остается возможность выцарапать "под занавес" еще какие-нибудь уступки, нажим будет продолжаться. Но большинство экспертов считают, что процесс будет завершен до конца года. Весь вопрос в том, какие из "последних бастионов" Россия успеет к этому времени сдать?