ПОСТЕСНЯЛИСЬ БЫТЬ РУССКИМИ

На прошедшем в выходные 50-м конкурсе "Евровидение" представительнице России Наталье Подольской с песней "Nobody Hurt No One" досталось малопочетное 15-е место. Несправедливо, сетуют одни. Глас народа - глас Божий, возражают другие, имея в виду представительность телефонного голосования, в котором приняли участие десятки тысяч телезрителей из 39 стран.

А я бы начал с другой несправедливости. Не правда ли, забавно: четыре страны - основательницы "Евровидения" - Франция, Германия, Англия и Испания - год от года с завидным упорством, с большим отрывом от остальных участников занимают... последние места в итоговом списке. Не честнее было бы отказаться от изжившего себя уставного правила, по которому представители названных держав, минуя отбор, автоматически проходят в финал?
Но, конечно, нам обиднее за родную державу! Так, как не было обидно в прошлом году за провал Юлии Савичевой: тогда, очевидно, виноваты были мы сами, точнее те, кто направил девушку на конкурс с маловыразительной песней, сопроводив скверно-претенциозным балетом. Но нынче-то песня, которую написал композитор Виктор Дробыш, неплохая, с броской интонацией, с драйвом, со смыслом.
А от балета решили совсем отказаться - и зря. Большинство успешных выступлений на нынешнем "Евровидении" - прежде всего яркие, зрелищные номера. Порой почти даже и не песни. В самом деле, можно ли назвать песней тот развеселый речитатив, которым потешила публику молдавская рэп-команда "Здоб ши здуб"? Зато все запомнили подпрыгивающую бабушку с огромным барабаном, в итоге у группы шестое место: неплохо! Точно так же все запомнили эффектную "балетную" поддержку, в которой греческая красавица Елена Папаризу закончила свою нехитрую песню, принесшую ей победу. Кстати, об этой победе задолго до финала уже твердили многочисленные букмекеры, чем, по сути, осуществляли психологическое давление на голосующую аудиторию...
Однако отдадим должное: и у Елены, и у "Здобов" были реальные козыри. И первый среди них - фольклорный элемент, на который сегодняшняя публика реагирует очень тепло. Создалось даже впечатление, что некоторые группы, особенно из балканских стран, чрезмерно эксплуатируют этот элемент. Из них разве что ленивый не устроил на сцене шоу-канонаду, отчаянно лупя в разнокалиберные этнические барабаны...
Продюсеры Наташи Подольской поступили даже по-своему смело, не пойдя на поводу у этой моды. Но чтобы совсем уж не прочувствовать нынешнюю "танцевально-фольклорную" тенденцию европейской песенной эстрады? При нашем-то богатстве национальных традиций (правда, изрядно порастраченных под натиском нашей же, российской дурновкусной попсы)...
Не прочувствовали Наташины опекуны и другую европейскую тенденцию - к "чистой", "белой" лирике, которая подкупила в пении певицы Кьяры с Мальты (над чьей грузноватой фигурой хамовато подсмеивался ведущий российского 1-го канала Андрей Малахов - непростительная, по-моему, бестактность) или красавицы Шери Маймон из Израиля. Тем более досадно: русской ли песне было прежде занимать трогательности, задушевности?
Чего было в избытке в песне Наташи, так это тревоги, с которой бросала она в публику призыв: "Не делайте друг другу больно". В этой эмоциональной напряженности лишь еще одна песня могла сравниться с русской: "Я уйду завтра" в исполнении потрясающей певицы из Албании Ледины Село. Во всяком случае, я в своих заметках определил им место не ниже пятого. Результат, как известно, оказался куда ниже. Похоже, нынешняя европейская публика не очень жаждет "неудобных" эмоций, и даже если в песне речь идет о войне, то она предпочитает, чтобы ее не кололи жестким маршевым ритмом, а убаюкивали сладким мажором, как это сделали латыши Валтерс и Кажа, занявшие пятое место.
Некоторые эксперты поспешили объяснить неуспех, в общем-то, качественного выступления Наташи политической конъюнктурой, якобы не очень благоприятной на нынешнем европейском горизонте для России. Решительно с этим не согласен: к чести европейцев, в подавляющем большинстве случаев они голосовали без оглядки на политику. Кто-то отдал предпочтение соседу - например, Россию поддержали прежде всего Финляндия, страны Балтии, конечно же, Белоруссия, откуда родом Наталья. А вот сама Россия, напротив, проголосовала за изрядно удаленную Мальту...
Самый же разительный пример неуместного политического вмешательства в искусство дала, увы, хозяйка соревнования - Украина, выставившая слабую в музыкальном отношении рэп-группу "Гринджолы" с песней "Вместе нас багато" из репертуара "оранжевого" майдана. Тут даже соседи (за исключением не в меру политизированных поляков) проявили сдержанность в оценках, определив митинговой речевке 20-е место. Ниже только пресловутые "монстры"-аутсайдеры...