ШУМИТ "КАМЫШ" - И МЫ СПОКОЙНЫ

Однажды во время командировкив Чечню на подъезде к Ханкале наш "уазик" проскочил в густом тумане нужный поворот и угодил в глубокую лужу жидкой грязи. К счастью, совсем рядом находилось расположение части внутренних войск. И вскоре мы услышали голоса посланных нам на выручку солдат. Но для меня было загадкой: как они определили,где мы находимся в таком непроглядном "молоке"? Мое недоумение развеял уже на КПП части дежурный:"Вас засекла "Фара". И пояснил:"Это прибор, действующий по принципу радиолокационной системы. Ему ни туман, ни темнота не помеха.С легкостью обнаруживает группы людей и автомобили". Так пришлось познакомиться с одним из детищ научно-производственного объединения "Спецтехника и связь" МВД РФ.

Разрешения на посещение созданного еще в 1983 году закрытого НПО, где за последние десятилетия разработаны и запущены в производство сотни хитроумных комплексов, систем и приборов, способных повергнуть в уныние самых опытных и отчаянных злоумышленников, мне пришлось добиваться долго. Но, оказалось, дело того стоило. Мои проводники по миру спецтехники - руководители лабораторий полковники Владимир Чернов и Виктор Романовский - рассказали и показали столько интересного, что порой начинало казаться: я на съемках какого-то фантастического фильма.
МИМО "НАРЦИССА" МЫШЬ НЕ ПРОСКОЧИТ
По внешнему виду этот прибор напоминает обычную армейскую рацию, упакованную в элегантный синий ранец. Но блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств "Камыш-М4", можно сказать, ангел-хранитель военнослужащих в "горячих точках" и борцов с террористами. Известно, что большинство заложенных диверсантами фугасов имеют радиовзрыватели. "Камыш" в радиусе 20 метров создает такие радиопомехи, что сигнал до взрывателя не доходит. В Чечне мне приходилось видеть действие похожего устройства - "Пелены", но оно громоздкое и стационарно крепится на автомобиле. А "Камыш" можно просто повесить на спину и осматривать здания, машины, идти по горным тропам и проселочным дорогам. Правда, питания от съемного аккумулятора хватает всего на полчаса. Попробовал поднять "Камыш" - тяжеловато, но вполне терпимо. Вес 19 килограммов. Кстати, прибор с легкостью устанавливается в легковушке и на грузовике. На это специалисту требуется несколько минут. И тогда он работает гораздо дольше. Подумал, что, если бы подобное устройство появилось у наших ребят на Северном Кавказе лет 7-8 назад, сколько жизней можно было бы сохранить. Впрочем, "Камыш" необходим не только в "горячих точках". Уверен, им уже заинтересовались представители нашей бизнес-элиты - такой "рюкзачок" в персональном лимузине поможет избежать очень крупных неприятностей.
Еще один страшный враг террористов, наркокурьеров, подпольных торговцев оружием - прибор с безобидным названием "Крот". Этот четырехкилограммовый чемоданчик, официально именуемый техническим видеоскопом, обладает поистине невероятными возможностями. С помощью гибкого жгута, на конце которого крепится крошечная, диаметром полтора сантиметра видеокамера, можно осматривать самые труднодоступные места в помещениях, автомобилях, салонах самолетов, железнодорожных вагонах. "Мы испытывали "Крота" в водопроводной трубе, - рассказывал Владимир Чернов, - и видели мельчайшие трещинки и сколы. Вокруг рабочей головки расположены точки светодиодов - очень эффективная подсветка. Скажем, если надо осмотреть сумку или чемодан, оставленные пассажирами в метро, с помощью прибора мы определим, есть ли в них что-то опасное, не сдвигая вещи с места". "Крот" не боится агрессивной среды и способен обнаружить пакет с оружием, взрывчаткой или наркотиками даже в заполненном до краев бензобаке грузовика. Передаваемое на экран изображение записывается. Потом можно посмотреть эту запись в спокойной обстановке, проанализировать, а если требуется - предоставить в виде доказательства.
Хорошим помощником для антитеррористических подразделений и служб безопасности аэропортов и железнодорожных вокзалов может стать и селективный металлообнаружитель для осмотра ручной клади "Нарцисс". Мои сопровождающие показали, как он действует: взяли стоявший у стенки "дипломат" и поставили на площадку у вертикальной металлической панели. "Здесь система срабатывает почти мгновенно, - пояснил Виктор Романовский. - Если в вещах находится предмет, сравнимый по массе с пистолетом или гранатой, включается сигнал тревоги". Заодно мне продемонстрировали подобное устройство для госучреждений, банков, предприятий, стадионов и концертных залов - стационарный импульсный металлообнаружитель "Гвоздика-005" (так называемая контрольная рамка). За час эта система способна пропустить до 1200 человек и обнаружить даже пистолетный патрон, спрятанный в кармане.
Особое любопытство вызвала экипировка, предназначенная для борцов с терроризмом и серьезным криминалом. Одних образцов бронежилетов насчитал штук восемь. От тяжелых штурмовых, типа "Базальт" и "Зубр", до разгрузочных "Бекас" и легких "Кора". "Броник" для официальных визитов "Консул" хотел даже примерить, но у моих сопровождающих не оказалось ключа от стенда, где он висел. Зато мне удалось надеть железные сапоги, входящие в комплект бронированного устройства, предназначенного для саперов. Основная его часть - стальной щит на колесах. В верхней части - небольшое окошко из сверхпрочного стекла. Прилагается к комплекту и автоматический захват на двухметровой штанге. Укрывшись, сапер может изъять взрывное устройство этим захватом и поместить его в специальный контейнер. Если фугас все же сработает, от взрывной волны и осколков его спасет щит и "сапоги" - стальные щитки, прикрывающие спереди ноги. Эта "обувь" не очень тяжелая и ходить в ней вполне можно, только медленно.
А вот знаменитый шлем "Сфера С", убедился, неподготовленному человеку на голове долго не проносить. Все-таки 2,5 килограмма - тяжеловато, шею сразу заломило.
"Диана" с колючим характером и "умная" колючка
В приключенческих фильмах не раз приходилось видеть, как автомобиль с бандитами останавливают, перегородив дорогу лентой с шипами. Оказалось, что эта лента - лишь одна из деталей весьма серьезного комплекса "Эвкалипт". Его даже скорее надо называть системой контроля движения автотранспорта при проведении специальных мероприятий. В нее включены предупредительные дорожные знаки, радар для определения скорости, шлагбаум, светофор, видеокамера, система автоматического определения номерного знака и сверки его по базе данных ГИБДД, таранная платформа и многое другое. Увидеть "Эвкалипт" в реальной работе мне, разумеется, не удалось. Зато посмотрел служебный фильм об испытании этой системы. По сценарию условный нарушитель на "Кразе", весом 22 тонны попытался прорваться сквозь милицейский заслон. Проигнорировав знаки, он снес шлагбаум и помчался по дороге. Вот тут-то и показала свой колючий характер "Диана" - шинопрокалывающее устройство. Внешне это прямоугольный металлический ящик, в котором спрятана раздвижная лента с шипами. Срабатывает "Диана" за долю секунды - лента выстреливается с помощью пиропатрона на шесть метров. И вот полые пятисантиметровые шипы разодрали шины в клочья. И дальше грузовик-нарушитель покатил на ободах прямо на таранную платформу метровой высоты. К платформе прикреплена мощная металлическая сетка, наехав на которую, автомобиль окончательно потерял скорость и заглох. Операция была закончена.
Если у "Эвкалипта" задача остановить нарушителя, то инженерно-технические средства безопасности, которые разрабатываются в лаборатории Владимира Чернова, служат для того, чтобы его не пропустить. Кусок такой системы мне разрешили рассмотреть: проволочный забор, поверх которого пущена спираль из колючей проволоки и несколько датчиков, позволяющих обнаружить любую попытку преодолеть рубежи охраны. По словам Чернова, преимущество именно этих сооружений в том, что к каждому, говоря простым языком, забору делались свои приборы технической безопасности. К примеру, через спираль "колючки" проходит высокочувствительный кабель, приспособленный именно к ее упругости. Нарушитель может попытаться сдернуть спираль, накинуть на нее пару телогреек, но кабель в любом случае пошлет на пульт импульс опасности. Датчик, установленный на ограде-сетке, способен улавливать акустические сигналы. Если кто-то попытается перекусить проволоку, опять же поднимется тревога. А вот на подходе к заграждению применяются лучевые датчики. Каждая пара контролирует объемный рубеж, диаметром до 3 метров. И стоит нарушителю его пересечь, охране сразу станет об этом известно.
"Скунс" вора метит
Так сказать, на десерт сотрудники НПО показали приборы, которые помогают милиционерам в борьбе с жуликами и ворами. Индикатор пробы ювелирных драгоценных изделий "Капля-М" способен мгновенно разоблачить подделку, а "Корунд" - определить, где действительно драгоценный камень, а где фальшивый. Видимо, подарком для сыщиков транспортной милиции стал прибор "Скунс" - химическая ловушка, способная пометить любителя свинчивать детали из цветного металла на объектах железной дороги. Такие же ловушки припасены и для карманников. Если в руки вора попадет прибор "Кошелек-Р", то на свободе ему гулять недолго. Вставленный в кошелек миниатюрный радиопередатчик позволяет запеленговать злоумышленника в пределах здания, улицы, где совершена кража. Вряд ли обогатит преступника и специальная пачка денег "Кукла МГ" - едва тот схватит ее, несмываемая краска покроет руки и одежду.
Уже на прощание полковник Владимир Чернов рассказал любопытную историю. Некоторое время назад сотрудники его лаборатории разработали и установили в одном следственном изоляторе систему, позволяющую идентифицировать личности всех посетителей по отпечатку большого пальца. Но самые частые "гости" СИЗО - адвокаты сочли это нарушением их конституционных прав и потребовали систему убрать. "Самое главное, -сокрушался инженер, - что сканер считывал с пальца всего три точки. Это даже полноценным отпечатком назвать нельзя. Да и настроен прибор был так, чтобы температура пальца была в пределах 36 градусов. Это гарантировало, что подследственные не воспользуются конечностями охраны (извините за такие подробности), чтобы выйти на свободу". Из-за формальных придирок надежную и не очень дорогостоящую систему пришлось демонтировать. Выходит, встали господа адвокаты на пути технического прогресса.