ВУНДЕРКИНДЫ ВСЕМ МЕШАЮТ?

Вундеркинды живут среди нас, но инкогнито. Это заявил ученый Ульмского университета (Германия) Альберт Циглер, подводя итог специальному исследованию. Университет изучил 1200 начальных школ, где выявил более 40 одаренных детей. Причем ни их учителя, ни родители не подозревали в подопечных гениев. Все выявленные вундеркинды учились средне или хуже среднего и были в таких контрах с окружающими, что прослыли трудными детьми или подростками.

- Устроила Витю в очередную школу в 4-й класс. Пришли вместе на урок, - рассказывает об одном из вундеркиндов ведущий специалист России по детской одаренности, профессор факультета психологии МГУ, доктор наук Диана Борисовна БОГОЯВЛИНСКАЯ. - Учитель объясняет понятие "множество": "Множество звезд на небе и множество учеников в классе". Мой подопечный встает и перебивает: "Ваш пример некорректен, потому что на небе бесконечное множество звезд, а в классе конечное множество учеников". Кто такое будет терпеть от ученика? Поэтому мы поменяли с десяток школ. И везде одно и то же: дети необычного ребенка бьют, а учителя руками машут - забирайте.
Проблемы одаренных детей, полагает Диана Борисовна, не в гениальности, но сопутствующих ей качествах. Например, в непонимании дистанции между детьми и взрослыми. Яркая одаренность, говорит она, нередко бывает следствием аномального развития и тянет за собой серьезные нарушения от нейро до психо.
Хотя единого отношения к одаренным детям среди ученых нет. Ряд специалистов считают вундеркиндов надеждой человечества, а несогласных с этим психологов - косными, неспособными понять природу гениальности людьми. Другие, напротив, опираясь на конфликтность и гиперактивность подрастающих гениев, полагают их патологической выборкой и готовы смирить выдающиеся качества детей таблетками.
К первой группе относятся два ведущих западных психолога, изучающих детскую одаренность: Лета Холлингзуорт и Джон Уитмор. Холлингзуорт выделяет 5 основных качеств вундеркиндов.
1. Неприязнь к школе из-за того, что стандартный учебный план скучен. 2. Изоляция, поскольку игры сверстников не интересны ему. 3. Нонконформизм - одаренные дети не мирятся с принятыми требованиями, которые кажутся им бессмысленными. 4. Серьезное отношение к вопросам религии и философии. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Этот список принято дополнять 4 качествами, открытыми Джоном Уитмором.
1. Перфекционизм - в том, что для них важно, они пытаются достичь совершенства. 2. Низкая самооценка - планку ставят слишком высоко, не могут ее взять, из-за этого чувствуют неадекватность. 3. Уязвимость - воспринимают случайные слова, жесты и мимику окружающих как проявление неприятия к себе. Реагируют на разного рода раздражители и стимулы, из-за этого считаются слишком активными и рассеянными. 4. Нетерпимость - к отстающим от них в интеллектуальном развитии детям и взрослым недостаточно лояльны.
Словно подытоживая опыт западных коллег, преподаватель центральной российской школы-интерната для одаренных детей при МГУ (школы А. Н. Колмогорова) доцент Загорский говорит: "Опираясь на свой опыт считаю, что работать с одаренными детьми сложнее, чем с детьми из трудных семей". Сложнее, уверен доцент Загорский, из-за трех основных проблем.
"Юные дарования" постоянно стремятся прервать собеседника. Часто поправляют взрослых. Издевательски высмеивают окружающих в ответ на кажущуюся или явную обиду.
Понимая, как тонко чувствуют мир одаренные дети, Лета Холлингзуорт писала: "Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо - не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь, не плача. С пониманием, что ничего нельзя исправить".
Итак, вундеркиндов трудно любить (если это не твой сын). Но общество станет беднее, если личностям одаренных детей не давать развернуться. Без них не будет у нас новых Циолковских и Рахманиновых или будет гораздо меньше. Ведь нам не важно, что Пушкин был гипоманиакальным психопатом; Лермонтов ненавидел людей; Ломоносов страстно любил горькую; Чайковский соблазнял юношей, а Достоевский проигрывал деньги в рулетку. Для нас главное, что эти люди сделали для своей страны. Поэтому стоит сделать усилие и прощать одаренным детям их интеллект и высокомерность. Сделать это трудно не только в России, но и на демократичном Западе. Чтобы соотечественники смогли правильнее относиться к одаренным детям, европейские и американские социологи придумали и распространили миф о "детях индиго".
Созданная легенда намекает на инопланетное происхождение и описывает неземные особенности некоторых детей. Считается, что они сразу после рождения смотрят на мир взрослыми глазами. К счастью, это невозможно проверить 10 - 12 лет спустя, когда перед родителями ставится вопрос одаренности их ребенка. А в качестве инструментов для воспитания детей-индиго рекомендуется использовать терпение и осторожность. Словно это дети из космоса, родителями которых мы стали по счастливой случайности. И ничего, миф работает и даже приобретает все большую популярность.
Относительно же земных, не космических одаренных детей доцент Загорский пишет: "Одаренность сопровождается обостренным чувством справедливости, перерастающим в максимализм. Сила восприятия одаренных детей доходит почти до чтения мыслей. Поэтому важнейшее требование к родителям и учителям таких детей - всегда быть честными с ними".
На вопрос, учиться вундеркиндам в обычной школе или искать специальную школу для одаренных, однозначного ответа снова нет. "Когда одаренный ребенок уходит из простой средней школы, - говорит профессор Богоявлинская, - средняя успеваемость его старого класса снижается. Но снижается и уровень успеваемости самого ребенка, потому что в специальном классе часто бывает высокая конкуренция".
Именно конкуренция плохо влияет на одаренных детей. Для правильного развития они должны быть увлечены процессом, а не результатом. Пример: дети, постоянно участвующие в предметных олимпиадах и доходящие до уровня страны или международных олимпиад, как правило, не вырастают в серьезных ученых или гуманитариев. Причина - однобокость развития. При огромной мотивации на победу эти дети развивают в себе всего 2 - 3 качества из минимум 15 необходимых взрослому человеку.
И все-таки что делать? Разумнее всего искать хорошую спецшколу, где педагоги уделят столько же внимания гармоническому развитию одаренных детей, сколько и профильному предмету. И еще, стоит до поры смирять соревновательный пыл своего вундеркинда, если уж он у вас родился. "Ни один серьезный учитель музыки, - продолжает профессор, - не выпустит на сцену талантливого ребенка, не созревшего как личность. Звезды часто гаснут в атмосфере преувеличенного восторга и тщеславия. Даром, что и физтех, и музыкальные училища столицы ищут своих вундеркиндов в глубинке".
Последний вопрос: какое будущее ожидает одаренного ребенка? Нелегкое! Ни их обостренная чувствительность, ни протест к несправедливости с возрастом не пропадают.