10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПЕНСИЯ

Еремеев Олег
Опубликовано 01:01 24 Мая 2007г.
В этом году уже дважды - в январе и в апреле - профсоюзы выводили людей на митинги в защиту достойной старости. Тревога работающих граждан за свое пенсионное будущее понятна. Хотя номинальный размер пенсии постоянно увеличивается, жизнь пожилых людей не становится легче.

Почему возник перекос
Однако нынешнюю ситуацию с пенсионным обеспечением, на мой взгляд, не следует прямо связывать с результатами проводимой реформы. И судить о том, насколько она удалась или не удалась, мы сможем не раньше 2022 года. Именно тогда на заслуженный отдых начнут выходить первые работники, чья пенсия будет полностью сформирована в условиях новой пенсионной системы.
Сама идеология пенсионной реформы, по моему убеждению, абсолютно верна. Разделение трудовой пенсии на три составные части - базовую, страховую и накопительную - решает важнейшие задачи.
Но, как это часто бывает в России, для реализации хорошей идеи был предложен не совсем удачный механизм. Речь идет о пресловутом едином социальном налоге, который заменил страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд соцстраха. ЕСН оказался самым высоким налогом, который должен был платить работодатель. Другие налоги - на прибыль, на доходы физических лиц, дивиденды - были гораздо ниже. Такой перекос в налоговой системе привел к широкому распространению серых зарплат. В итоге и Пенсионный, и другие фонды стали испытывать дефицит средств.
Как разорвать замкнутый круг
С 2005 года было решено снизить ставку ЕСН почти на 10 пунктов - с 35,6 до 26 процентов. Однако это не принесло желаемого результата. Одновременно был повышен порог зарплаты, при которой применялась уменьшенная ставка ЕСН. Поэтому реальное снижение соцналога, по оценкам экспертов, в среднем составило не 10, а всего 3 процента. Стимул оказался слишком слабым. И хотя некоторое "обеление" зарплат произошло, эта тенденция не приобрела массового характера.
Полагаю, мы должны признать очевидный факт: налоговый механизм формирования средств Пенсионного фонда (равно как и других фондов) себя не оправдал. И если мы хотим сохранить стабильность пенсионной системы, нам надо прежде всего модернизировать ЕСН, снимать чрезмерную нагрузку с Фонда оплаты труда.
Сейчас обсуждаются разные варианты такой модернизации. Так, работодатели считают, что обязательства по формированию базовой части пенсии должен взять на себя федеральный бюджет (сегодня на эту часть направляется 6 процентов от Фонда оплаты труда). Мы исходим из того, что базовая пенсия - это гарантия государства, ее размер не зависит от уровня зарплаты, и потому привязывать ее финансирование к отчислениям с Фонда оплаты труда по меньшей мере нелогично. Надо разделить понятия "пенсионное обеспечение" и "пенсионное страхование". Первое - ответственность государства, второе - предмет социального партнерства, которое реализуется через страховые принципы.
Источником формирования базовой пенсии мог бы стать социальный налог, не зависящий от заработка. Базой этого налога должен быть не Фонд оплаты труда, а подоходный налог, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых или все вместе взятое. Если эти 6 процентов, которые сегодня отчисляются на формирование базовой составляющей, будут направлены на страховую часть пенсий, проблема дефицита ПФР останется в прошлом. Нынешние пенсионеры смогут получать более существенные прибавки из распределительной системы, а у застрахованных работников появится шанс серьезно нарастить страховую часть своей будущей пенсии.
Без ложных иллюзий
В то же время людям надо честно сказать: в рамках одной только государственной пенсионной системы обеспечить себе сытую и богатую старость они не смогут. И когда профсоюзы сравнивают коэффициент замещения заработка у нас и за рубежом, они несколько лукавят. За рубежом в формировании будущей пенсии участвуют сами работники и работодатели. Там широко развиты корпоративные пенсионные системы, системы добровольного дополнительного пенсионного страхования. В целом работник на Западе откладывает на свою будущую пенсию 40-50 процентов от заработка. В России на пенсию направляется лишь 20 процентов от зарплаты работника в виде взносов в Пенсионный фонд. Причем сам работник непосредственно в формировании своей пенсии не участвует.
Модернизация пенсионной системы - очень чувствительная тема, затрагивающая жизненные интересы миллионов нынешних и будущих пенсионеров. Поэтому, на мой взгляд, любые предложения в этой сфере должны широко обсуждаться всеми сторонами социального партнерства, а любые решения - приниматься гласно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников