Черное золото с ароматом груши

Корреспондент «Труда» побывала на одном из самых мощных в стране нефтяных комплексов — ОАО «Черномортранснефть»

— Когда в Москве после реконструкции открывали планетарий, я слышал, как с гордостью говорили, что площадь нового большого купола — 1 тысяча кв. метров. А площадь нашего резервуара для хранения нефти — 2,9 тысячи кв. метров. Чувствуете соотношение? — хитро улыбается Алексей Цараков, директор нефтебазы «Грушовая» ОАО «Черномортранснефть».Гигантские резервуары стоят друг за другом в рядок. Мозг вскипает от математических расчетов: кубометры, баррели, доллары. Если в одну емкость помещается около 49 тысяч кубов нефти, золотые получаются резервуары!

Таких перевалочных парков, как «Грушовая», в составе ОАО «Черноморстранснефть» четыре. Они обеспечивают подачу нефти из Западной Сибири и с Северного Кавказа в конечные пункты экспорта — морские порты Новороссийска и Туапсе. Если взглянуть на карту, ниточки нефтепроводов, как сеть сосудов, пронизывают многие регионы, связывая производителей черного золота с покупателями.

В эти дни ОАО «Черномортранснефть» отмечает 45-летие. Все эти годы система работает как часы. И секрет успешной работы очевиден — дисциплина, помноженная на ответственность. Это стало понятно, когда на первом же объекте мне выдали защитную каску с символикой «Транснефти». Никаких шуточек — техника безопасности, ведь маршрут был намечен серьезный: от «Грушовой» через нефтебазу «Шесхарис» в Новороссийский морской порт.

Стихия побила все рекорды

С Алексеем Георгиевичем по узеньким ступеням поднимаемся на крышу одного из резервуаров на «Грушовой». С 20-метровой высоты нефтяной парк как на ладони. Вокруг ни души, только охранник шагами меряет периметр вокруг хранилища. Работа же операторов и диспетчеров (в смене их обычно около 10 человек) скрыта от посторонних глаз.

— Крыша резервуара «ходит» по направляющей трубе и может опуститься вниз на несколько метров, как сейчас, — объясняет Алексей Цараков. — Открывшаяся стенка покрыта нефтью, она дышит, поэтому здесь чувствуется легкий запах.

Места вокруг живописные: Маркотхский хребет, на вершине которого построена «Грушовая», утопает в зелени. С адыгейского его название так и переводится — «ягодный» или «ежевичный». Хотя груш в окрестностях никогда не было, зато поблизости есть железнодорожная станция Грушевая и поселок с таким же названием — вот там и груши, и яблоки в изобилии.

На вершине хребта, кстати, ветра не такие коварные, как в Новороссийске. Местные жители шутят, что ветер у них 360 дней в году, а новороссийская бора (холодный северный ветер) — леденящая душу и тело визитка города. В феврале этого года студеные ветра с порывами до 100 м/с испытывали горожан на прочность и побили все мыслимые рекорды. Чтобы представить такую силу ветра, нужно разогнать машину до 190 км/ч и высунуть голову наружу — мало не покажется.

— Здесь у нас поспокойнее, но если в Новороссийске беды можно ждать от северо-восточного ветра, то мы опасаемся юго-западного, — рассказывает Алексей Георгиевич. — Он — сквозняк, проходит через ущелье, и создается эффект аэродинамической трубы.

Разумеется, работать в условиях, когда порывы ветра достигают 25 м/с, непросто, но люди привыкли. Тем более что каждый работник «Черномортранснефти» проходит инструктаж о мерах безопасности в ледяном аду.

Ни миллиметра в сторону

От «Грушовой» нефтебазу «Шесхарис» отделяют 12 километров. Особенность соединяющего их трубопровода в том, что из-за разницы высот нефть идет по нему самотеком. Так вот, если предположить, что скорость ее передвижения — 0,1–0,5 м/с, она преодолеет это расстояние примерно за 6 часов. Мы тоже долго колесим по горному серпантину, спускаясь к подножию Маркотхского хребта. К тому же где-то в середине пути делаем остановку, чтобы посмотреть, как идет прокладка нового тоннеля, который соединит «Грушовую» и «Шесхарис».

Действующий нефтепровод между этими станциями был открыт еще в советские времена, и несмотря на то, что работает он без сбоев, в феврале прошлого года компания «Транснефть» начала строительство нового. Дело в том, что старый трубопровод требует ремонта, а в компании, посчитав, во сколько обойдется остановка «ветки», решили, что легче построить новый, запустить его и уже потом начать плановый ремонт. На сегодняшний день из запланированных 3280 метров строители прошли 2800. Объект уникален тем, что при проходке необходимо добиваться высочайшей точности — отклонения по всей длине тоннеля не должны превышать 55 миллиметров.

— Он должен быть прямым, как струна, чтобы при монтаже и натяжении трубопроводов не возникло проблем, — Валерий Кивлюк, заместитель генерального директора НПО «Мостовик», показывает на чертежах «стрелу» строящегося нефтепровода. — Если трубу нагреть, ее длина изменится. Так вот мы рассчитали эти удлинения, и после укладки трубопроводы растянут при помощи гидроцилиндров на эту длину и зафиксируют. А когда пойдет нефть, напряжение в трубе будут близко к нулю.

К «финишной точке» строители приближаются со скоростью примерно 400 метров в месяц и уже в июле планируют закончить проходку тоннеля. А вступить в строй он должен через год — летом 2013-го. Кстати, автор проекта — производственное объединение «Мостовик» хорошо известно профессионалам (да и москвичам знакомо): компания проектировала Живописный мост, который торжественно открыли в 2007 году. Правда, как объяснил Валерий Кивлюк, московский вантовый мост они только проектировали, а вот мост на остров Русский во Владивостоке, который станет самым длинным в Европе, они еще и строят.

На загрузку нужны всего сутки

От нефтебазы «Шесхарис» до Новороссийского торгового порта рукой подать. Оба эти объекта — закрытая для посторонних глаз территория. Мы идем по причалу № 1, который по форме напоминает бумеранг и уходит в море почти на километр — здесь грузятся 150-тысячники. По нормативам танкеры грузоподъемностью 150 тысяч тонн загружают за сутки. Чтобы уложиться в нормативы, отгрузку производят со скоростью до 10 тысяч тонн нефти в час. И если неотрывно смотреть на судно в течение нескольких часов, видно, как оно проседает под тяжестью груза. Профи даже на глазок могут определить, насколько загружен танкер.

— Процесс отгрузки, разумеется, автоматизирован. В диспетчерской набирается программа, которая определяет, какой трубопровод включается в работу, какие задвижки необходимо задействовать, и десятки других параметров, — Олег Евменчиков, директор нефтерайона «Шесхарис» ОАО «Новороссийский морской торговый порт», подводит нас к краю причала, в нескольких шагах от нас — трубы, по которым нефть поступает на танкер. — В процессе отгрузки контролируются скорость, качество груза, пожарная безопасность. Малейшее отклонение — и в диспетчерскую поступает сигнал.

— Раньше одним из самых крупных потребителей была Куба — туда шла основная масса нефти, — вспоминает Олег Евменчиков. — В одной из кубинских промышленных провинций, Матанзасе, был построен такой же причал, который принимал 150-тысячники. Они выгружались, потом по дороге на Канаду замывали емкости, грузили зерно и шли обратно. Сейчас черноморское направление в первую очередь интересно компаниям, которые работают со странами Средиземноморья, чуть меньше судов следует в другие страны.

В советские времена Новороссийск был крупнейшим морским портом, а причал № 1 редко простаивал. По словам Олега Иосифовича, в год тогда отгружали до 54 млн тонн нефти. Сейчас объемы поменьше: до 42 млн тонн нефти и около 5 млн тонн нефтепродуктов, — но не потому, что нефть закончилась. Все дело в конкуренции — другие порты оттягивают потенциальных покупателей. Но, как и раньше, по прибытию танкеров можно сверять время. Это неудивительно, ведь система отлажена десятилетиями.

Любопытно

Раньше качество нефти определяла нефтебаза «Шесхарис», которая выдавала паспорт качества, и этого было достаточно покупателю. Сейчас требования и контроль намного жестче. Помимо сотрудников нефтебазы экспресс-анализ нефти проводят независимые лаборатории как грузоотправителя (крупнейшие нефтяные компании), так и получателя ценного груза.

Наша справка

Предприятия ОАО «Черномортранснефть» расположены на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и республик Северного Кавказа: Адыгеи, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана. Это более 3 тысяч километров магистральных нефтепроводов, 29 насосных станций, резервуарные парки, вмещающие до 1,82 млн кубометров углеводородного сырья.

Транспортные маршруты сходятся к морским терминалам в Новороссийске и Туапсе. Новороссийск имеет семь причалов для налива судов, в Туапсе их два.

Кстати

«Хочешь экспортировать больше нефти, не забудь вложить средства в промышленную и экологическую безопасность», — это принцип «Транснефти». После многоступенчатой очистки в стоках остается лишь 0,05 миллиграмма на литр воды вредных выбросов. Это очень хорошие показатели, специалисты уверяют, что такую воду можно даже пить.