УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО

В последнее время средства массовой информации не обходят своим вниманием Республику Башкортостан. На страницах газет и в электронных СМИ то и дело появляются материалы о нарушениях и даже беззакониях, творимых в Башкирии. Дело дошло до того, что в Интернет было запущено откровенно оскорбительное словосочетание - "секир башкир".Звеном в цепи негативной информации является и материалоб ОАО "Башкирэнерго", появившийся в конце мая в одной из центральных газет. Его автор, комментируя письмо этого акционерного общества председателю Федеральной энергетической комиссии (ФЭК)Российской Федерации А. Ф. Задернюку "О размере абонентной платыза услуги РАО "ЕЭС России", приписывает республиканским энергетикам политический демарш.

В публикации дело преподносится так, будто игнорируется постановление правительства РФ о восстановлении энергетики Чеченской республики, а также предложения ФЭК РФ об установлении уровня абонентной платы для ОАО "Башкирэнерго". Как же выглядит ситуация на самом деле?
Начнем с абонплаты, этого произвольно устанавливаемого побора, от которого буквально стонут все энергосистемы России. Не все их руководители набираются смелости говорить об этом открыто. Оно и понятно: 51 и более процентов акций практически всех АО-энерго находятся в руках РАО "ЕЭС России". Поэтому всякая попытка генеральных директоров высказать несогласие с позицией РАО может оказаться для них последней в этой должности, несмотря даже на прекрасные показатели производственной деятельности.
Чтобы не вдаваться в подробное описание сути абонплаты и того, как она расходуется, сошлюсь на статью "Если не мы, то кто?", написанную по материалам заседания правления Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий России и опубликованную в газете "Труд" 29 мая 1999 года. Напомню лишь, что, по мнению специалистов, абонплата - это незаконный побор, к тому же идущий на пополнение частного капитала РАО "ЕЭС России". Налицо нарушение целого ряда законов РФ.
В расчете тарифа за услуги, которые "ЕЭС" и ФЭК предлагают энергосистемам к оплате, размер рентабельности составляет 264 процента, а прибыль РАО, заложенная в расчет тарифа, в 3,6 раза выше всех затрат, включенных в себестоимость услуг. Такой рентабельности не имеет ни одно предприятие в России или за рубежом. Причем затраты на восстановление энергетики Чеченской республики составляют лишь 17 процентов от всей прибыли, заложенной в расчете, так что спекуляция на чеченской проблеме очевидна.
Энергетикам совсем не безразлично, как используются собираемые со всех энергетических систем страны средства. Однако руководство РАО сразу же подняло шум, стоило лишь депутатам Госдумы заинтересоваться его бюджетом. Если акционерное общество открыто и прозрачно, то чего возмущаться? Тем не менее о расходовании даже малой доли его бюджета, абонплаты, не знают не только посторонние, но и многие специалисты самой компании и руководители АО-энерго. На самом же деле речь идет о суммах отнюдь не маленьких. Так, в одной только Башкирии "ЕЭС" рассчитывает собрать "урожай" порядка 600 млн. рублей в год.
Все энергообъекты, в том числе и ЛЭП 500 кВ, расположенные на территории республики, финансируются и содержатся за счет средств "Башкирэнерго" и других республиканских структур, на балансе которых они находятся. Иными словами, на территории Башкирии нет объектов, находящихся на содержании РАО "ЕЭС России". Но это вовсе не значит, что данное обстоятельство используется в республике для самоизоляции. Если где-то за ее пределами появится интересный для "Башкирэнерго" объект, оно готово собрать средства и вложить их туда, разумеется, при условии получения акций на сумму вложенных средств. В свою очередь, и сама энергосистема открыта для инвестиций со стороны.
Сейчас, к примеру, в Башкирии начато сооружение Юмагузинской ГЭС мощностью 45 МВт. И если бы кто-то захотел вложить в это строительство свои средства, такой шаг можно было бы только приветствовать. При этом "Башкирэнерго" готово выпустить и отдать свои акции и т.д. Это нормальные рыночные отношения, которые отражают вклад того или иного инвестора. И упомянутые выше 600 млн. рублей для энергосистемы совсем не лишние. В условиях тяжелейшего финансового кризиса, в отличие от многих родственных отраслевых структур и самого РАО, "Башкирэнерго" ведет строительство, например, двух крупнейших подстанций 500 кВ, линию 500 кВ протяженностью 250 км, ГТУ и др. Это реально позволит ему надолго стать надежным и крепким звеном Единой энергетической системы и не быть для РАО "головной болью".
Но вот когда говорят: "Плати, а дальше не твое дело" - это ничего, кроме возмущения, вызвать не может.
Те, кто вносит абонплату, и по большей части "живыми" деньгами, должны хотя бы знать, как расходуются эти средства. И уж, конечно, не следует забывать, что речь идет о деньгах даже не АО-энерго, а тех же потребителей, населения, поскольку они заложены в тарифы на энергию.
Суть дела заключается в том, что абонплата должна производиться на основе договора между РАО "ЕЭС России" и АО-энерго об оказании услуг друг другу. Естественно, эти услуги следует оплачивать, а размер оплаты, безусловно, определять договором. И в таком принципиальном вопросе ФЭК обязана играть стабилизирующую роль, отстаивая в первую очередь интересы государства. Пока же приоритет отдается только РАО "ЕЭС России", а интересы АО-энерго, субъектов Федерации и потребителей энергии просто-напросто игнорируются.
ОАО "Башкирэнерго" готово оплачивать по общероссийским тарифам услуги РАО "ЕЭС России", которыми оно, бесспорно, пользуется. Конечно же, они должны быть экономически обоснованными, а не произвольными. В свою очередь, энергосистема претендует на оплату тех услуг, которые она оказывает РАО "ЕЭС" (за транзит электроэнергии по своим линиям, за участие в поддержании частоты тока, величины перетоков и т.д.).
Кстати, учитывая тупиковую ситуацию, возникающую при заключении договора, "Башкирэнерго" не раз предлагало руководству РАО "ЕЭС России" обратиться в арбитражный суд. Однако РАО почему-то избегало этого и продолжает избегать. Более того, его руководство не нашло ничего лучшего для "укрощения строптивого", как прибегнуть к спекуляции на чеченской теме, пригвоздив "упрямца" к позорному столбу отказника, не желающего участвовать в восстановлении Чечни, и на этой шаткой основе представить дело так, будто в республике противостоят не только руководству РАО "ЕЭС России", но и правительству Российской Федерации.
Теперь пора сказать о сборе средств на восстановление энергетики Чеченской республики. В Башкирии никогда не были против участия в этом деле. В письме председателю ФЭК, о котором говорилось выше, абзац, касающийся данной проблемы, звучит дословно так: "Что касается финансирования восстановления Чеченской республики, то это должно решаться адресно, а не путем включения в абонентную плату". То есть в Уфе вовсе не отказываются от финансирования восстановления Чечни, но предлагают делать это напрямую, без посредничества РАО. Для чего, спрашивается, средства сначала направлять в "ЕЭС", а затем в Чечню? Напрямую короче и вернее. Тем более что сейчас не является секретом печальный опыт деятельности различных фондов, где средства откровенно разворовывались. К тому же, если между "Башкирэнерго" и РАО нет договора по абонплате, включение в ее состав финансовой помощи Чечне (по сути, в несуществующий договор) ставит саму помощь на грань абсурда.
И тем не менее вопреки всему этому в республике уже собраны в качестве помощи чеченским энергетикам необходимые в таких случаях материалы, которые и отправлены в составе колонны от Республики Башкортостан. Республиканские энергетики и в дальнейшем готовы принимать самое активное участие в общероссийских гуманитарных акциях, направленных не на разрушение, а на созидание - в том числе и Единой энергосистемы России.
Сейчас ведется много споров о реструктуризации РАО "ЕЭС". Его руководители, излагая свою концепцию этой перестройки, закладывают в ее основу якобы демонополизацию отрасли. На деле же они предлагают еще более монополизировать капитал, изымая его из энергосистем и сосредоточивая в РАО. Инструментом для этого служат тарифы за так называемые услуги РАО "ЕЭС". При многообразии мнений все сходятся в одном: нужно сделать все, чтобы Единая энергетическая система страны была не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие. А чтобы она крепла и развивалась, РАО должно ввести такие правила игры, которые побуждали бы все региональные энергосистемы устанавливать более тесные партнерские отношения с ним, а не избегать контактов.
И последнее. В интересах дела для более объективного освещения названных здесь проблем, думается, было бы целесообразным специалистам-энергетикам высказать в печати свою точку зрения по сути затронутых вопросов. Ведь речь идет не о специфике взаимоотношений одной энергосистемы или республики с РАО "ЕЭС России", а о проблемах, крайне важных для всех без исключения АО-энерго и экономики страны в целом.