18 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕОРГИЙ НАТАНСОН: Я ВЛЮБЛЯЛСЯ В СВОИХ АКТРИС

Константинова Елена
Опубликовано 01:01 24 Июня 2000г.
Не только живой легендой, классиком нашего кино, но и первооткрывателем "звезд" называют режиссера Георгия Натансона. С его легкой руки на экране и впрямь появилось целое созвездие незаурядных актеров. И прежде всего - актрис. Работа с ними, яркими, талантливыми, "трудными", капризными, требовала как такта, терпения, так и мужества. Не случайно, вспоминая встречу двух объединенных сценарием актрис в фильме "Валентин и Валентина", он скажет: "Я входил на съемочную площадку, как в клетку к тигрицам". Но все они без исключения с радостью играли в его картинах. Сегодня народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Георгий Натансон рассказывает о некоторых звездах первой величины, с которыми ему посчастливилось работать.

Алла Ларионова
- Это был фильм "Жизнь в цвету" - так назывался первый вариант "Мичурина", который в конце 40-х годов снимал Александр Довженко. Я работал у него ассистентом. Для съемок эпизода "Опыление яблоневых цветов" нашли замечательный цветущий сад в Кунцево. "Вы должны найти и таких же прекрасных, как эти цветы,12 девушек", - сказал Довженко мне и Марии Кучеренко. Она была вторым ассистентом, а еще - что любопытно - мамой того самого мальчика Яши Сегеля, который в 1936 году сыграл Роберта Гранта в фильме "Дети капитана Гранта", а потом стал известным кинорежиссером. Наконец в одной из московских школ Кучеренко увидела очаровательную девочку. Это была Аллочка Ларионова. Довженко поставил ее на первый план. Я влюбился в нее без памяти с первого взгляда. Хотя к тому времени был женат, уже и дочка родилась. Аллочка была восьмиклассницей. Звонил ей без конца. К тому же оказалось, что мы с ней жили по соседству, около метро "Бауманская".
Через несколько лет режиссер Александр Птушко приступил к съемкам фильма-сказки по мотивам онежских былин "Садко". Пригласил меня своим ассистентом. Начали подбирать актеров на главные роли. На Садко сразу же был утвержден Сергей Столяров. А на Любаву из сотен претенденток никто не тянул. Птушко уже собирался отправить меня на поиски актрисы в Ленинград и Киев. И тут я решился: "Александр Лукич, у меня есть одна знакомая. Правда, она еще студентка-второкурсница, но очень красивая!" И рассказал об Аллочке. "Похоже, она нравится тебе?" - "Больше того, я влюблен в нее!" - "Приводи!" Не успела Аллочка переступить порог, как Птушко заявил: "Любава у нас есть!.." Это была ее первая большая роль в кино. Через год она сыграла у Исидора Анненского в "Анне на шее". Сумасшедший успех. Тысяча поклонников.
...Прошло много-много лет. Как-то Алла меня упрекнула: "Говорил, что любишь меня, а ни в одной своей картине не снял!" Увы, я уже ничего не могу изменить. Недавно проводил Аллочку в последний путь. Она была такой же красивой, как в жизни. Казалось, просто заснула...
Ее похоронили в Москве на Троекуровском кладбище рядом с могилой ее мужа Николая Рыбникова, с которым прожила более 33 лет. По ее словам, прожила, как в сказке, - в любви, уважении и творческой поддержке друг друга.
Татьяна Доронина
- "Как можно предлагать на главную роль актрису, которая говорит странно, почти полушепотом, с придыханием, растягивает текст? Ей кино противопоказано!" - такой "вердикт" подписал художественный совет "Мосфильма" Татьяне Дорониной после просмотра проб "Старшей сестры". Вместе с ней забраковали Наталью Тенякову, Инну Чурикову, Михаила Жарова, Виталия Соломина. Морально поддержал Сергей Герасимов: "Никого не слушай. Я видел пробы - они хорошие". После того как актеров все-таки утвердили после моей отчаянной борьбы, киностудия предупредила, что никакого отношения к фильму иметь не будет. Стал снимать на свой страх и риск.
...Необыкновенную, потрясающе красивую Татьяну Доронину я увидел в БДТ. В Москве ее тогда не знали. Предложил сниматься у меня. Согласилась. Хотя Г. Товстоногов поставил ей довольно жесткие условия: разрешил сниматься без замен в спектаклях. На съемки каждый раз приезжала из Ленинграда. Бесконечные переезды, гостиницы с не всегда удобными номерами. Конечно, уставала. С поезда едва успевала на студию. Часто опаздывала. Еще проблема: половину съемочного времени гримировалась. Пока не поправит каждую ресничку - уже после гримерши! - в павильон не входила.
Сняли полфильма. Таня выразила желание посмотреть отснятый материал: "Я все-таки играю главную роль". После вечерней съемки знакомлю с готовой работой. Зажигается свет. Я доволен. Монтажница тоже не скрывает восторга. Жду, что и Таня воскликнет: "Как замечательно!" И вдруг она говорит: "Все ужасно. Вне искусства. Все играют плохо, примитивно. И я в том числе. Худсовет был прав". Я в шоке. На другой день посмотрел материал один - все тоже показалось плохим. А потом успокоился: "Сниму как сниму. Это будет моя последняя картина".
Через некоторое время Таня сказала, что хотела бы, чтобы наш материал увидела одна умная женщина, которая знает ее творчество, любит как актрису и которой она очень доверяет. "Кто такая?" - "Вам ее имя совсем не известно". - "Если она разделит ваше мнение, вы вообще упадете духом и потребуете прекратить съемку". - "Нет, в картине я доснимусь".
Приезжает маленькая, худенькая, изящная женщина. С ней рыжий крепыш. Поздоровались. На экране замелькали кадры. Зажигается свет. Ну, думаю, сейчас начнется... Незнакомка глянула на Таню какими-то сумасшедшими глазами. "Это гениально!" Я подумал, что она сказала это с иронией. "Весьма сожалею, что показал вам полкартины..." - "Нет-нет, это прекрасно! Таня, продолжайте съемки в том же ключе, ничего не меняйте!" Она говорила еще много, крепыш обронил лишь, что картина хорошая. Эта были мама Эдварда Радзинского и сам Радзинский.
Во время второй встречи Радзинский спросил: "Вы, конечно, видели спектакль по моей пьесе "104 страницы про любовь?" - "Нет". - "Как?! Вся страна смотрит! У меня масса предложений экранизировать". Я еще был занят съемками и не знал наверняка, удастся ли выкроить время на театр, может быть, он даст почитать? На врученной им пьесе надпись: "С надеждой на совместную успешную работу". В 1968 году я снял по ней фильм "Еще раз про любовь", который окончательно закрепил за Татьяной Дорониной заслуженный статус кинозвезды. На международном кинофестивале в Картахене (Колумбия) картина получила Гран-при.
Что же до "Старшей сестры", то успех был огромным. Очереди в кинотеатрах. Картину отправили на декаду советского кино в Италию, где Татьяна Доронина произвела фурор - ее называли и великолепной русской красавицей, и даже русской секс-бомбой. В своем "Дневнике актрисы" сама Доронина написала о фильме "Старшая сестра" так: "Если бы не режиссер Георгий Натансон, не видать мне "большого экрана" и такой нежной зрительской любви".
Юлия Борисова
- До фильма "Посол Советского Союза", где Юлия Борисова сыграла Елену Кольцову, знал актрису по работам в Вахтанговском театре и, конечно, помнил ее гениальную Настасью Филипповну в пырьевском "Идиоте" (1958 г.). Однако лично знаком с ней не был. И, откровенно говоря, думал о другой актрисе на эту роль. После воспоминаний тех, кто так или иначе сталкивался с Коллонтай (а она послужила прототипом для нашей героини) в жизни, пришла мысль пригласить Борисову.
При первом же телефонном разговоре получил отказ. "Я не киноактриса. Да, я с радостью снималась у Ивана Александровича Пырьева. То время - одно из счастливых мгновений в моей актерской судьбе. Вряд ли еще встречу режиссера, который так же уважал бы мой талант, преклонялся передо мной как актрисой". "Это очень интересный образ! - уговаривал я. - Умница. Владела всеми европейскими языками. Красавица. Генеральская дочь, она ушла в революцию. Наконец, теоретик любви как "стакана воды - выпито и забыто". Борисова рассмеялась. Но и прочитав сценарий, сомневалась. За переговоры взялся ее муж - увы, уже ушедший Исай Исаакович Спектор, директор-распорядитель Вахтанговского театра. Наконец: "Так и быть, для начала сделаем небольшие отрывочки из разных кусочков сценария. Дайте слово, что пробы никому не покажете. Я сама их оценю и приму окончательное решение". Все условия были соблюдены. И вот долгожданное "да".
Между тем предстоял еще один вопрос, довольно щекотливый, грозивший разрушить все мосты. Рискнул. "Юлечка, поклянитесь, что не обидетесь". - "Да, конечно. В чем дело?" - "Пожалуйста, не пойте во время съемок". - "Разве я пою?" - "У вас особый голос, с напевом. Говорите обыкновенным". - "Но он выработан годами, он уже мой!" - "Постарайтесь преодолеть себя". - "Что ж, если это серьезный повод для вашего беспокойства..." Она прислушалась к моей просьбе.
Партнером Борисовой был великий мхатовец Анатолий Петрович Кторов - он играл шведского короля. Мы работали вдохновенно. Правда, иногда случались маленькие огорчения. Как-то у Юлечки никак не удавалась сцена. Она уже была слегка раздражена. Положение спас Кторов. "Юлечка, значит, в этом эпизоде у вас чуточку не хватило таланта. Вот вам, Юлечка, талант!" Он приложил к себе ладонь, затем слегка коснулся ее руки. Эпизод был сыгран замечательно. Другая сцена. На этот раз что-то не ладилось у Кторова. "Юлия Константиновна, я вам одолжил талантик? Верните его!" И опять все встало на свои места.
Каждый день я наслаждался их игрой. К концу съемок Борисова вдруг сказала: "Вы относитесь ко мне с такой же любовью, бережностью и заботой, как Иван Александрович Пырьев". - "Я его ученик". - "Это чувствуется..."
Елена Образцова
- Еще в 1941 году, просмотрев в эвакуации в Алма-Ате картину Пырьева "Свинарка и пастух", я загорелся постановкой музыкальных фильмов. Мечты сбылись. Волею судьбы моим дебютом как кинорежиссера в 1956 году стал кукольный фильм "Небесное создание", герой которого - певец-тенор. Через год - "Белая акация" (по одноименной оперетте И.Дунаевского)...
И вот спустя почти четверть века встреча с народной артисткой СССР великолепной Еленой Образцовой. Предложение сделать о ней фильм-портрет приняла с интересом. Совместно с драматургом В. Комиссаржевским написал сценарий. Леночка его одобрила. Словом, все складывалось как нельзя лучше. И вдруг ей звонок от заместителя главного редактора киностудии "Мосфильм": "Хотим предложить вам другого режиссера". - "Почему?" - "У Натансона скверные отношения с Госкино, ему будет очень трудно, возможно, его даже не утвердят". - "Нет-нет, идея принадлежит Георгию Григорьевичу, я не хочу работать ни с каким другим режиссером!" - "Уж как решит Ермаш" (председатель Госкино. - Е.К.). Дело в том, что после фильма "Повторная свадьба" (1975) - о коммунисте-карьеристе в брежневские времена, я все еще оставался в опале, у меня были длительные простои в работе.
Елена Васильевна пошла на прием к министру культуры Петру Демичеву. Они были в хороших отношениях: у Образцовой училась его дочка.
Вскоре меня вызвал директор "Мосфильма" Н. Сизов: "Уже звонили от Ермаша. Почему не приступаешь к работе?" В виде исключения дали возможность снимать этот фильм на пленке "Kodak", тогда страшно дефицитной.
Общение с Леночкой на репетициях и вне Большого театра, ее восхитительный неповторимый голос - какое упоение для души! Правда, снимать знаменитую певицу было невероятно сложно: всегда в разъездах, на гастролях.
В 1982 году документальный фильм "Поет Елена Образцова" вышел на экран. Его купили многие страны.
* * *
В новом фильме Георгия Натансона "Жизнь и любовь Михаила Булгакова" о жизни и творчестве великого писателя в 1930-1940 годы, а также его большой, рыцарской любви к своей жене, другу и помощнику Елене Сергеевне - съемки пока впереди - снова предполагается звездный состав: Инна Чурикова, Марина Неелова, Марианна и Анастасия Вертинские, Юлия Борисова, Татьяна Доронина, Наталья Тенякова...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.