ЖИРТРЕСТ, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ

Исследования, проведенные Институтом питания РАМН, оказались сенсационными. В стране возникла совершенно уникальная ситуация, чего в мире никогда не отмечалось. Резко сократилось потребление жира. О том, каковы последствия этих перемен, рассказывает нашему корреспонденту ведущий научный сотрудник Института доктор медицинских наук Арсений МАРТИНЧИК.

- Для чего нужны подобные исследования и что может в них оказаться сенсационным?
- Уже на протяжении 10 лет ежегодно мы проводим обследования экономического положения и питания населения. В каждом из 40 регионов страны мы опрашиваем по 100 семей. Методика такая: спрашиваем всех членов семьи, что они ели вчера. Это так называемая 24-часовая методика оценки фактического потребления питания. На основании опросов рассчитывается потребление тех или иных продуктов и пищевых веществ.
До 2000 года наблюдалось снижение потребления целого ряда жиросодержащих продуктов: мяса, колбасы, масла, молока. Правда, свято место пусто не бывает, люди стали потреблять больше дешевых продуктов: круп, макарон, картофеля, овощей. В результате потребление жира стало падать. Если раньше он давал нам 37 процентов калорий, сейчас всего 30 - 32.
Это весьма существенное снижение. Западные страны уже многие годы ведут борьбу за эти проценты, за то, чтобы в рационе питания было больше фруктов и овощей, продуктов из зерна, поскольку жир провоцирует возникновение целого "букета" заболеваний. Именно он главный виновник атеросклероза, рака, диабета. В развивающихся странах третьего мира потребление жира растет, растет и число сердечно-сосудистых заболеваний, рака. А у нас, словно по щучьему велению, в ходе экономических реформ все произошло естественным путем. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
- Но сейчас "несчастье" вроде бы уже позади.
- Да, после 2000 года произошла некая стабилизация, потребление жиросодержащих продуктов перестало снижаться, и даже наметился некоторый рост потребления мясо-молочных продуктов. Сейчас структура питания начинает возвращаться к докризисному уровню, когда потребление жира было очень высоким.
- Я думаю, большинство людей этому рады.
- Разумеется. Потому что существующий у нас тип питания именуют бедным. Бедность и недоедание прежде всего сказываются на росте и развитии детей. Дети из бедных семьей оказываются физически менее развитыми. Не умственно - физически. У них чаще отмечаются низкие вес и рост, особенно в многодетных семьях. Умственные же способности снижаются лишь при очень сильном недоедании. Количество детей с недостатком веса и роста у нас от 5 до 8 процентов, в развивающихся странах Африки и Южной Америки - 25 - 40 процентов. В развитых странах тоже есть такие дети. Но их всего 3 процента.
Что касается взрослых, то на них недоедание внешне не отражается. Даже ожирение среди взрослых не уменьшается. Количества калорий вполне достаточно. Но отдельные, самые уязвимые группы населения страдают. Потому что одновременно со снижением потребления жиров увеличивается потребление углеводов. Ведь калории, находящиеся в сахаре, - самые дешевые. Поэтому, когда нечего есть, бедные пьют чай с хлебом и вареньем. Считается, что это и не еда вовсе. А между тем в ложечке варенья сахара 70 процентов. Это самое простое бедное питание. Бедность порождает заколдованный круг. Когда человек не доедает, он становится менее активным. У него снижается способность зарабатывать деньги, и тогда он еще меньше ест. А поскольку он мало двигается, то он может не только не худеть, но даже поправляться.
- Тем не менее, насколько я понял, в случае уменьшения потребления жира люди болеют меньше? Вы можете назвать реальные цифры оздоровления общества?
- В процессе снижения потребления жиров в течение первых пяти лет отмечается уменьшение количества сердечно-сосудистых заболеваний. Если сохраняется эта тенденция, начинает снижаться заболеваемость раком. Пока зафиксировано незначительное снижение сердечно-сосудистых заболеваний. Но если мы разбогатеем и начнем снова во всю лопать колбасу, ветчину и прочие деликатесы, это приведет к увеличению потребления жира со всеми вытекающими последствиями. Если же нам удастся чуть подправить бедное питание низкожирными сортами мясных и молочных продуктов, жить мы станем лучше и дольше.