ПОЛУЧКА ПО ПРИГОВОРУ

По заданию Генпрокуратуры РФ в 21 субъекте Федерации была проведена проверка выплаты зарплаты. О ее результатах - беседа с заместителем Генерального прокурора РФ Александром ЗВЯГИНЦЕВЫМ.

- Александр Григорьевич, вот последние данные Госкомстата: на 1 июня в России общая задолженность по зарплате чуть не дотянула до 32 миллиардов рублей. Это сколько людей вынуждены кое-как сводить концы с концами в ожидании получки! Разве в стране такое уж беспросветное безденежье? Что показала прокурорская проверка?
- Ситуация действительно сложная. Особенно - в республиках Коми и Саха (Якутия), Красноярском крае, Оренбургской, Свердловской, Воронежской областях. Здесь отмечена самая большая задолженность по зарплате: от 772 миллионов рублей до полутора миллиардов. Причем она продолжает увеличиваться.
У нас, как известно, большинство регионов - дотационные. Средства, которые федеральный бюджет направляет на места на оплату труда тех же учителей и библиотекарей, не всегда расходуются по адресу. Прокурорские проверки показали, что из центра в регионы деньги для бюджетников поступают, но местное начальство латает ими дыры собственной безхозяйственности. Ударили морозы, прорвало коллектор - и все средства ушли на коммуналку.
Дефицит бюджетов муниципальных образований имеется почти повсеместно. Например, в Иркутской, Кировской, Сахалинской областях на зарплату расходуется от 60 до 90 процентов всех казенных средств. В такой ситуации тем более важно считать каждую копейку. Но, к сожалению, среди нарушений бюджетного законодательства, отмеченных прокурорами, самое распространенное - нецелевое использование средств. Много таких случаев обнаружено в Иркутской области.
В Нижнеилимском районе, где не хватает бюджетных денег на зарплату, мэр на 33 процента повысил оклады муниципальным чиновникам. Да еще открыл представительство в Иркутске - лишнюю структуру при администрации района. А в Чунском районе, тоже по представлению мэра, создали внебюджетный фонд, куда перечислили 2,5 миллиона казенных рублей. Потратили их, конечно, не на бюджетников, а выдали беспроцентную ссуду некоей коммерческой организации. Главы администраций Тулуна, Тайшета, Катангского и Устьудинского районов тоже не обидели своих чиновников: на персональные надбавки к должностным окладам в 2002 году здесь потрачено 658 миллионов рублей бюджетных средств.
- Наша газета опубликовала недавно статью, где описывался не менее возмутительный факт: костромской губернатор приобрел на бюджетные деньги новый "Мерседес", хотя область - дотационная и бюджетникам задерживают зарплату.
- По этому факту, как мне известно, областной прокурор направил заявление в арбитражный суд, потребовав обязать губернатора реализовать машину, а деньги вернуть в бюджет области. Нельзя мириться с тем, что человек, приходя к власти, не думает о людях. Вместо решения насущных вопросов начинает строить свою триумфальную арку, золотить цепи...
Нецелевое использование бюджетных средств выявлено и в Дагестане, Коми, Саха (Якутия), Красноярском крае, Белгородской, Кировской, Новосибирской, Оренбургской, Свердловской областях. В ряде регионов на эти средства содержались сверхштатные единицы, зарплата не выплачивалась даже при наличии средств на счетах, плата за аренду муниципального имущества не поступала в бюджет. Как не поступали туда и средства от приватизации муниципального имущества. Все эти нарушения занижали доходную часть местных бюджетов.
- В каких отраслях экономики сейчас самые большие долги по зарплате?
- Промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ. В Коми, например, основной объем задолженности приходится на предприятия угольной отрасли - 762 миллиона рублей (около 90 процентов от общей суммы "промышленного" долга республики). На предприятиях сельского хозяйства Новосибирской области не выплачено 300 миллионов рублей. В Иркутской области долг работникам жилищно-коммунального хозяйства составляет 172 миллиона рублей. На всех проверенных предприятиях ЖКХ Сахалинской области задержка по зарплате - от 2 до 6 месяцев.
Среди распространенных нарушений - так называемая неденежная форма оплаты труда. Это относится к сельхозпредприятиям Дагестана, Коми, Татарстана, Новосибирской, Оренбургской областей. Причем она составляла не 20 процентов, что допускает Трудовой кодекс, а гораздо выше. В Красноярском крае - до 100 процентов, причем так и записано в контрактах с работниками. Кроме того, в ряде регионов установлены оклады ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда). При задержке зарплаты работникам не насчитывалась и не выплачивалась денежная компенсация. В бюджетных организациях ее начисляли, но все равно не выплачивали.
- Как-то известный предприниматель рассказал, что в период дефолта 1998 года ему нечем было платить работникам. Но если российские люди отнеслись к этому терпимо, то в Голландии, где расположен филиал его фирмы, тут же были арестованы счета, описано имущество директора, включая не только квартиру, машину, но даже мобильный телефон. Почему в России закон не предусматривает такую быструю реакцию на задержку зарплаты?
- Оперативности не хватает и контролирующим органам, и правоохранительным, и судам, и судебным исполнителям. Только в марте 1999 года в Уголовном кодексе РФ появилась новая статья 145.1, по которой при задержке зарплаты свыше двух месяцев виновных можно даже привлечь к уголовной ответственности.
- По этой статье невыплата зарплаты считается преступлением?
- Если есть корысть или личная выгода, то - да. Новая статья предусматривает наказание вплоть до лишения свободы.
- Что-то не слышно, чтобы кто-то из руководителей сел в тюрьму за то, что не платит людям зарплату.
- Почему же! Дела и приговоры есть. В 21 регионе за два года возбуждены 63 дела, а всего по стране - 600. Первые два приговора оглашены в позапрошлом году. Один руководитель получил условный срок. Это произошло в Саратовской области. Там Питерский райсуд приговорил к 6 месяцам лишения свободы директора ГУП "Малоузенская опытная станция". За год при нем задолженность по зарплате выросла на предприятии в 4 раза - свыше 336 тысяч рублей. А Семикаракорским райсудом Ростовской области осужден гендиректор ООО "Труженик", который почти полгода не выплачивал рабочим зарплату.
Новая статья пока идет туго. Но смысл ее не в том, чтобы непременно отправить кого-то за решетку. Главное - заставить платить по долгам. Страх перед уголовной ответственностью играет свою роль, и большинство руководителей рассчитываются с работниками еще на стадии расследования дела. Это тоже не плохо.
Но иногда привлечение к административной ответственности за невыплату зарплаты не менее эффективно, чем уголовное производство. И такие дела решаются быстрее. Например, прокурор города Луховицы вынес 7 постановлений о возбуждении административных производств. В итоге руководители ОАО "Мента" В. Шевцов и СПК "Красный Октябрь" Л. Лошкарева как лица, уже привлекавшиеся к административной ответственности в связи с невыплатой зарплаты, не только оштрафованы, но и дисквалифицированы на 1 год. На этот срок они не вправе занимать руководящую должность. Всего же за нарушения трудовых прав граждан, по постановлениям прокуроров, к административной ответственности было привлечено более 10 тысяч руководителей.
- Но в судах - еще тысячи гражданских дел по невыплате зарплаты. Как они решаются?
- За два года судами рассмотрено свыше 182 тысяч гражданских дел, из них 122 тысячи исковых заявлений удовлетворены. Только по искам прокуроров сумма взысканной зарплаты составила больше 51 миллиона рублей.
- Иски-то удовлетворяются, но люди, выигравшие в судах, не всегда получают деньги по исполнительным листам.
- Проблема такая есть. Судебные приставы обязаны ревностно выполнять решение суда, что не всегда происходит. Поэтому мы стараемся отслеживать ситуацию до конца, понимая, что невыполнение законодательства в отношении выплаты зарплаты приводит к серьезным социальным проблемам.
- Воронежские учителя недавно пригрозили, что не станут принимать экзамены, если им не выплатят отпускные. И сразу нашлись деньги.
- Вопрос в том, где "нашлись". Может, заплатив отпускные, там не выдадут детские пособия? Так это не решение проблемы. У некоторых руководителей субъектов бюджет - как младенческая рубашка, из которой ребенок вырос: прикрыли в одном месте, оголилось другое.
Одно очевидно: если людям не выплачивают честно заработанные деньги, худо приходится не только им. Это дестабилизирует обстановку в обществе, порождает забастовки, акции протеста. Иных - от безысходности - безденежье может толкнуть даже на преступление. Помню один страшный случай. В маленьком городе судили молодого мужчину за убийство. Адвокат в его защиту приводил такие жизненные обстоятельства: подсудимый попал под сокращение, жена в это время уже ждала ребенка. Работы в городе нет, реальные деньги гарантированно получают только пенсионеры. В том же доме жил одинокий старик, который и стал жертвой убийцы. На украденную пенсию преступник купил вещи для новорожденного и сдался милиции. Конечно, оправдания ему нет. Но и тех, кто нарушает конституционное право человека на вознаграждение за труд, обрекая на безденежье, необходимо привлекать к строжайшей ответственности. Вплоть до уголовной.