ГЕОГРАФИЯ ПРОДУКТА

Если что и оставалось неизменным в последнее время, так это вкус российского пива и его цена. Как бы ни рекламно звучала эта фраза, но она соответствует действительности, поскольку цена на ячменный напиток растет гораздо медленнее, чем на остальную продукцию отечественных производителей. Отсюда следует вполне закономерный вопрос: почему?

Для сохранения цены на приемлемом для потребителя уровне необходимо так наладить производственный процесс, чтобы быть максимально независимым от различных экономических факторов: будь это рост энерготарифов или повышение стоимости железнодорожных перевозок.
Как акционерное общество "Балтика" начало свою деятельность с выпуска ставшего теперь уже самым популярным в стране пива "Балтика", по новым, современным технологиям. Это позволило увеличить срок хранения пива. Затем были открыты собственные сбытовые подразделения, создан целый парк железнодорожных вагонов - сейчас их около 1200 штук. Чтобы обеспечить максимальную независимость от производителей электроэнергии и тепла, на пивоваренном заводе "Балтика" в Санкт-Петербурге построена и Ростове строятся собственные ТЭС. Все эти меры снижают себестоимость продукции компании, а значит, несмотря на инфляцию, позволяют сдерживать рост цены на конечную продукцию. Однако это не может продолжаться вечно, тем более что основной вопрос о сырье остается пока открытым.
Основой процесса получения пива является солод, изготавливаемый из ячменя - культуры в последнее время не самой популярной у российских сельхозпроизводителей. Более того, селекционные работы в этой отрасли не проводятся уже с десяток лет. Вполне естественно, что пивовары предпочитают закупать солод за рубежом, что приводит к дополнительным затратам.
"Балтика" - первая, совместно с французской фирмой, решила построить крупный солодовенный завод на территории России. Правда, он работал на импортном ячмене, но трехлетний опыт показал привлекательность этого проекта. Поэтому следующую солодовню было решено строить на собственные средства в Центральной части России. Для этого была выбрана Тульская область, где находится один из филиалов компании.
Надо отдать должное местной администрации, возглавляемой губернатором Василием Стародубцевым, которая быстро поняла выгоду нового проекта пивоваров. Помимо того, что в экономику области будет вложено 32 миллиона долларов на строительство и оборудование солодовни, ежегодно местные сельхозпроизводители смогут получать до 10 миллионов долларов в виде оплаты за свой ячмень. А если учесть, что солодовенный завод создает в области новые рабочие места - только на самом предприятии будут работать около сотни человек, не говоря уже о хозяйствах, где начнут выращивать ячмень, то проект для области является весьма перспективным. Дело остается за малым: создать условия для выращивания элитных сортов пивоваренного ячменя. Для этого "Балтика" решила провести в нынешнем сентябре семинар для возможных поставщиков, чтобы обсудить имеющиеся проблемы в выращивании ячменя. Возможен даже вариант, что компания предложит партнерам семенной фонд - с тем чтобы к окончанию строительства солодовни (конец лета-2004) поставщики уже предоставили предприятию свою продукцию.
"Балтика" в очередной раз продемонстрировала, что современное производство требует комплексного подхода. И если раньше он заключался в создании, скажем, транспортной базы, то сейчас требует развития сельского хозяйства. И пока на правительственном уровне вопрос инвестирования сельхозпроизводителей находится в стадии вечного обсуждения, компания вкладывает реальные деньги в реальный проект. Как утверждают специалисты, если тульский эксперимент пройдет удачно, то в реальном будущем в сельское хозяйства возможны новые инвестиционные вливания - для выращивания в российских сельских угодьях качественного хмеля.