ЗАЧЕМ НАМ БАКАЛАВРЫ?

В России впервые прошло совещание ректоров медицинских и фармацевтических вузов страны с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения. Оно было посвящено совершенствованию системы образования врачей. О том, кто и как будет нас лечить в ближайшем будущем, размышляет академик РАН и РАМН Михаил ПАЛЬЦЕВ.

- Михаил Александрович, я присутствовала на совещаниях ректоров, слушала дискуссию о том, как приблизить стандарты образования врачей в России к Европе. С одной стороны, мы пытаемся вписаться в так называемый Болонский процесс, соблюдать некие международные рекомендации в сфере медицинского образования. С другой, в российских поликлиниках и сельских больницах элементарно не хватает врачей. Разумно ли, не имея в стране самого насущного, всерьез рассуждать о высоких мировых стандартах?
- Однозначного ответа нет. У страны есть интересы международные и есть национальные. Безусловно, национальные интересы должны быть на первом месте. Но вместе с тем высшее образование и наука - глобальные явления, с этим нельзя не считаться. В сфере образования идет обмен идеями на мировом уровне, существуют международные стандарты.
Разумное вхождение России в Болонский процесс - необходимый шаг. Задача прошедшего совещания - понять, как согласовать национальные и международные интересы. Дипломы стран-участниц должны быть конвертируемы, признаваться везде. Чтобы мы говорили на одном языке и любой студент мог пройти курс обучения в другой стране.
- Ну а как, на ваш взгляд, формулируются национальные интересы в этой сфере?
- Подготовить специалистов, в которых нуждается население. Тут проблем больше, чем при вхождении в Болонский процесс. Во-первых, как бы странно это ни звучало, мы не представляем, каких специалистов надо готовить. Их никто не заказывает. Система медицинской статистики рухнула. Мы вообще не знаем, чем болеют российские граждане и, соответственно, сколько и каких врачей нужно учить. Отдела статистики сегодня в Минздравсоцразвития не существует.
Вот утверждают, что в России больше всего врачей. Но как ведется их подсчет? Оказывается, всех выпускников медицинских вузов считают врачами. А где они на самом деле работают - никого не интересует. Если вы зайдете, например, в приличный салон красоты, то непременно обнаружите там выпускников медицинских вузов. Человек должен кормить семью. Зарплата врача не позволяет делать это.
- Часто звучат предложения о необходимости вернуться к обязательному распределению выпускников медицинских вузов и таким образом решить кадровую проблему.
- Система демократического устройства государства такой путь исключает. Но есть и другие государственные механизмы. Самая острая ситуация - поликлиники, маленькие сельские больницы. Значит, врач, который там работает, - это приоритетная специальность, его зарплата должна быть выше средней. И тогда можно заключать контракт с молодым специалистом да еще предлагать ему пакет социальных льгот, например, по жилью. Есть еще одна проблема, о которой мало говорят. Происходит "размывание" медицинской специальности. Медицинские вузы сегодня готовят юристов, экономистов, кибернетиков, биохимиков, биофизиков...
- Обучение врачебному искусству немыслимо без общения будущего доктора с пациентами. Однако задуманные реформы здравоохранения, насколько я понимаю, ставят под сомнение эту истину.
- Это серьезнейшая проблема. Медицинские вузы обычно не имеют собственных клиник. Большинство используют в качестве клинической базы городские больницы. Сейчас начинается приватизация больниц (обычно это называют "переходом к хозяйственной самостоятельности лечебных учреждений"). И все чаще перед вузами ставят вопрос об аренде коек для обучения специалистов. Понятно, любое сотрудничество больницы с вузом - это дополнительные хлопоты для главного врача, нужны помещения, нужна совместная работа. Зачем, если можно сдать те же помещения частному медицинскому центру? А в итоге: медицинские вузы теряют связь с больницами.
- Михаил Александрович, понятие врачебной ошибки связано с этой проблемой?
- Конечно. Врачебные ошибки бывают разными. Иногда они вызваны недостаточной подготовкой специалиста. Сейчас это чаще всего случается в маленьких периферийных больничках. Но вот если мы оторвем больницы от вузов, то сразу получим вал таких ошибок. Подготовка врача невозможна, если он не переступает порога больничной палаты. Кроме того, сейчас профессора вузов часто помогают разобраться в наиболее сложных случаях. Вторая категория ошибок объясняется недостаточным обследованием больного. Иногда это случается просто потому, что не хватает диагностической аппаратуры. Третья категория - халатность. Но это уже сфера судебного разбирательства.
- Болонская декларация предполагает подготовку специалистов двух уровней: магистров и бакалавров. Мы к этому готовы?
- По моему мнению, этот вариант не должен применяться в наших медицинских вузах. Суть не в том, что после трех лет обучения человек называется бакалавром - главное, что он получает документ о наличии у него высшего образования. То есть мы получим недоученных специалистов, для которых нигде не будет работы.
Болонская декларация - не догма, а комплекс рекомендаций. В Польше и Финляндии, например, приняли закон, в соответствии с которым декларация не распространяется на высшее медицинское образование. Если же мы все-таки начнем готовить магистров и бакалавров, то, по моему убеждению, потеряем отечественное медицинское образование. Что дальше? Могу предположить. Некоторые страны СНГ готовы обучать для нас врачей. Там есть люди, которые готовы работать за маленькую зарплату, которые хотят приехать в Россию. Так неужели мы хотим уничтожить свою систему подготовки врачей, чтобы обеспечить работой граждан других стран?
- Я слышала, планируется передать медицинские вузы, которые сейчас подчинены Минздраву, в ведение Министерства образования. Но ведь тогда будет еще труднее сохранить ниточку, связывающую институты и лечебные учреждения?
- Совершенно верно. Даже вузы, у которых есть свои клиники, окажутся в них не хозяевами, а гостями. Вероятно, специалисты Минэкономразвития, которые поддерживают упомянутую идею, руководствуются своей логикой. Они считают, что все вузы должны иметь одинаковое подчинение. Возможно, предполагается в результате этих преобразований получить некую экономию средств, сократить еще какое-то количество коек. Вопрос цены подобной "экономии" не смущает. Это большая беда. Систему здравоохранения (а подготовка врачей - одна из ее важнейших составляющих) нельзя реформировать с помощью чистой арифметики. В конечном счете все это обернется невосполнимыми потерями для здоровья нации.