СТАН ЦАРЯ ГОРОХА

На последнем заседании Совбеза президент Владимир Путин среди первостепенных задач назвал "технологическую модернизацию экономики", где наши позиции "далеко не блестящие". Прозвучала тревожная цифра: средний возраст промышленного оборудования превышает 20 лет. А вот в Брянске, как выяснилось, работают на столетнем стане. С риском для жизни.

Молодой вальцовщик Брянского машиностроительного завода Андрей Кухтенков пал жертвой прокатного стана "250". Он построен еще в 1914 году, а двигатели железного монстра были изготовлены Русским акционерным обществом, когда будущий вождь мирового пролетариата ходил в гимназию. Трудно поверить, что крупнейшее предприятие, поставляющее за границу судовые дизели и демонстрировавшее президенту страны новый тепловоз "Пересвет", использует столь древнее оборудование. Но это так.
- Андрея Кухтенкова просто затащило в стан, - поясняет старший следователь прокуратуры Бежицкого района Брянска Сергей Федосов. - Он пытался отрегулировать подачу воды к подшипнику, в это время за рукавицу зацепился крюк, которым крепится резиновый жгут. Злосчастные крюки появились двадцать лет назад в результате рацпредложения. Раньше распорки закручивали проволокой, но это дело хлопотное, вот и придумали жгут...
Парня перебросило за щит ограждения и смяло железными челюстями. Экспертиза показала, что Андрей был нетрезв. Но комиссия Ростехнадзора сочла, что есть и другие обстоятельства, которые спровоцировали трагедию. Ради экономии освещение производственного участка было вдвое ниже нормы, хотя прокатчики работали ночью. А главное: допотопное оборудование требует ручной регулировки резиновых шлангов подачи воды к подшипникам - чем и занимался Андрей Кухтенков. Техническая документация, определяющая условия безопасной работы, отсутствует. Где ее искать? Разве что в архивах Русского акционерного общества. Специалисты Ростехнадзора в числе виновных назвали фамилии шести начальников. Предложили изменить технологию, разработать документацию.
Но дальше начинается власть капитала. Как заставишь хозяина завода отправить на переплавку дряхлый стан? Нет такого закона.
По сведениям прокуратуры Брянской области, каждый год на производстве происходит 200- 250 несчастных случаев. Причем в эту статистику не входит, например, постепенное отравление из-за вредных испарений. В одном из цехов Клетнянской мебельной фабрики молодые женщины целую смену вдыхают едкие запахи скипидара, получая зарплату 3-4 тысячи рублей в месяц. Будущих мам, когда начинается аллергия, в лучшем случае переводят на другие участки. А многие вынуждены уволиться, оставив на фабрике свое здоровье.
Люди гибнут не только из-за пренебрежения правилами безопасности, но и из-за ужасающей технологической отсталости промышленности. В среднем за год прокуратура возбуждает 25 уголовных дел, связанных с нарушением законодательства об охране труда. Но в них не фигурируют имена хозяев заводов и фабрик, от которых зависит переоснащение производства.
Областные власти приняли программу улучшения условий и охраны труда. Но что могут изменить 216 тысяч рублей, потраченных областным бюджетом в прошлом году? Госдуме следовало бы узаконить "кнут" для новых собственников, предпочитающих тратить прибыль на покупку яхт и островов, а не на переоборудование доставшихся им по дешевке предприятий. Бессмысленно ссылаться на рыночные законы и конкуренцию, которые якобы заставят собственников тратиться на переоснащение заводов, потому что ничего похожего не происходит. За двадцать лет даже предприятия сырьевого сектора, которые озолотились на продаже "черного золота", не построили ни одного НПЗ. Из-за дефицита генерирующих мощностей не только провинция, но и столица уже столкнулась с энергетическим кризисом...
Для сведения: в соседней Белоруссии за пять лет инвестиции в промышленность выросли в 2 раза, в сельское хозяйство - в 4. Только за год на капитальное строительство направлено 7 миллиардов долларов. А в большой небедной России, где казна переполнена нефтедолларами, люди работают на оборудовании времен царя Гороха, рискуя здоровьем и жизнью.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Максим ТОПИЛИН,
глава Федеральной службы по труду
и занятости (Роструд):
- В прошлом году от несчастных случаев на производстве пострадало 77,7 тысячи человек, причем свыше 20 тысяч - женщины. Самые травмоопасные отрасли - строительство, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь. Государственными инспекциями труда в регионах расследовано свыше 17 тысяч несчастных случаев, в которых погибли 4604 человека. Трагедии чаще всего (67 процентов) случались из-за плохой организации производства, нарушений техники безопасности и трудовой дисциплины.
Таковы официальные данные, но они не полные. Мы связываемся с региональными отделениями Фонда соцстраха, правоохранительными органами, прокуратурой и проводим сверку неучтенных фактов. В результате выявлено и расследовано свыше 2860 несчастных случаев, в том числе 268 - со смертельным исходом, еще 2170 - тяжелых...
Почему это происходит? Существует нелегальный рынок, где даже не заключаются трудовые договоры. В этих условиях работодатель скрывает несчастные случаи на производстве от официальных органов, чтобы избежать неприятностей. Иногда договаривается с семьей потерпевшего, компенсируя молчание денежным вознаграждением.
Добавлю, что мы за год провели 147 тысяч проверок по вопросам охраны труда и выявили 1,45 миллиона (!) нарушений. Возбуждено 594 уголовных дела, осуждено свыше 80 должностных лиц. Но часть виновных остаются безнаказанными, пока нет цивилизованного рынка труда.