27 февраля 2017г.
МОСКВА 
1...3°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.48   € 60.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИНО - ЭТО КОСМОС

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 24 Июня 2006г.
На открывшемся вчера XXVIII Московском кинофестивале Алексей Учитель заседает в жюри основного конкурса (единственный представитель от России). Сын известного документалиста Ефима Учителя (вошедшего в историю кинематографа фильмом о блокаде "Ленинград в борьбе"), он тоже начинал с документального кино. Однако зрители знают его больше как постановщика художественных картин: "Мания Жизели", "Дневник его жены", "Прогулка", "Космос как предчувствие"... Корреспондент "Труда" побеседовал с режиссером накануне открытия ММКФ.

- Алексей Ефимович, поздний отказ Михаэля Ханеке от председательства в жюри сильно огорчил дирекцию фестиваля?
- За всех отвечать не могу. Меня лично огорчил, было бы интересно пообщаться с этим режиссером. В свое время его фильм "Пианистка" оказал на меня сильное влияние. Михаэль Ханеке - неординарный человек, способный принимать неординарные решения.
- А разве такие решения нужны дирекции ММКФ? Ведь не секрет, что многие фестивальные награды - результат компромисса, учитывающего множество факторов?
- Не знаю, нужны ли фестивальной дирекции неординарные решения, а вот кинематографу - просто необходимы. Без них тяжело двигаться дальше. Но, я думаю, мы в любом составе сможем принять правильные решения.
- Как сложилась прокатная судьба вашего последнего фильма "Космос как предчувствие", получившего Гран-при прошлогоднего ММКФ?
- Если собрать воедино сборы от кинопроката, показа по ТВ, выпуска DVD и видеокассет, то в целом "Космос" себя оправдал. К тому же прокат еще продолжается, особенно зарубежный. После ММКФ мы побывали более чем на 30 кинофестивалях, и приглашения до сих пор идут. Картину увидели на всех континентах: от Америки до Австралии. В июле я повезу ее в Японию, где буду представлять в нескольких городах.
- Помнится, вы судились с Первым каналом из-за того, что он показал "Космос" без вашего согласия. Этот прецедент помог другим авторам?
- Надеюсь. Только мы судились не с Первым каналом, а с теми организациями, которые продали ему нашу картину. Арбитражный суд Москвы скрупулезно изучил документы и удовлетворил наш иск, признав, что все права на "Космос" принадлежат нам и никакого телеварианта, показанного по Первому каналу, не существует. Это был тот же фильм, только разрезанный на две части. Суд обязал виновных выплатить в нашу пользу штрафы в три миллиона рублей. Сейчас с адвокатом Павлом Астаховым мы обсуждаем возможность подачи имущественного иска. Ведь картина была показана по ТВ в то время, когда еще шел кинопрокат и продавались DVD, а значит, мы понесли материальные потери.
- Вы как продюсер довольны режиссерским дебютом вашей постоянной сценаристки Авдотьи Смирновой?
- Фильм "Связь" получился не без недостатков, кое-какие творческие претензии можно предъявить. Но в целом - это удачное начало. Что подтвердил и только что завершившийся фестиваль "Кинотавр", где мы получили приз за лучший дебют.
- Во время съемок сильно опекали девушку? Ведь вы, наверное, вкладывали в нее свои деньги...
- Нет, средства выделили Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также другие организации. Кстати, Дуня мне помогала в поиске денег. Я участвовал в подготовительном процессе, были споры, но в результате мы все сделали правильно. Удалось собрать сильную команду. В нее вошли: один из лучших в стране операторов Сергей Мачильский ("Свои"), блестящий художник по костюмам Оксана Ермольник, замечательные актеры Михаил Пореченков и Анна Михалкова... На съемках я ни во что не вмешивался. Дуня должна была сама испытать все радости и муки многоступенчатого процесса создания фильма.
- Говорят, у Дуни Смирновой тяжелый характер...
Да, с ней очень непросто, как, кстати, и со многими творческими людьми. Но за 15 лет дружбы мы хорошо изучили достоинства и недостатки друг друга. Поэтому умеем и ругаться, и мириться, и находить тот компромисс, без которого работа в кино невозможна.
-Не боитесь, что она уйдет в режиссуру и оставит вас без драматургии?
-Боюсь. Хотя сам предложил ей экранизировать ее собственный сценарий, который тогда еще назывался "Времена года". Я прекрасно понимал, режиссура - вещь заразная, и кто попробует ее вкус, тот уже не оставит это дело. Надеюсь, у Дуни хватит сил и времени снимать свое кино и писать интересные сценарии хотя бы для меня. У нас с ней есть общие планы...
- Продюсирование приносит вам удовлетворение?
- Студия "Рок", которой я руковожу, выпускает два вида продукции: мои собственные режиссерские работы и полнометражные дебюты. Второе никакого коммерческого успеха не приносит, в лучшем случае выходим "по нулям", а часто это денежный проигрыш. Но я получаю от этой деятельности большое удовольствие. Наряду с Дуниным фильмом мы выпустили картину Кати Шагаловой "Собака Павлова", которая завоевала Гран-при "Сталкера" и приз за дебют на фестивале в Выборге. Сейчас запускаем интересный дебютный проект Маши Можар "Враги", действие картины происходит во время Великой Отечественной в оккупированной фашистами советской деревне.
- У вас все дебютантки - девушки. Вам ближе женское кино?
- Нет. Есть и парень - Саша Кононович. Его короткометражка, снятая в очень редком жанре - музыкальной комедии, получила первую премию на студенческом фестивале "Святая Анна". Очень надеюсь, что у нас наконец появился самобытный режиссер-комедиограф уровня Гайдая.
- Как складываются отношения со сценаристом "Космоса" Александром Миндадзе?
- Александр Миндадзе написал интересный сценарий "Они улетели" и собирается сам его ставить. Это современная история, очень непростая и жесткая. Посмотрим, что из этой затеи получится. Кстати, у Миндадзе очень творческая семья. Упомянутая мной Катя Шагалова - его дочка. Мы также работаем с Сашей Родионовым - это его племянник, талантливый автор, по его сценариям Борис Хлебников поставил "Свободное плавание" (приз "Кинотавра" за режиссуру), а Николай Хомерики - картину "977" (показана в Каннах в программе "Особый взгляд"). Сейчас Саша вместе с Владимиром Маканиным пишет сценарий по рассказу писателя "Кавказский пленный". Снимать фильм буду я. Параллельно зимой начну делать фильм под названием "Ушепте". В сценарии питерского автора Сергея Радлова действие происходит во время войны в блокадном Ленинграде. Это мой родной город. Я давно хотел об этом снимать. Мои родители оставались там все 900 дней блокады. Отец как оператор и режиссер снял пронзительные документальные кадры, которые часто показывают по ТВ. В центре нашей истории один день из жизни 11-летнего ленинградского мальчика, в руки к которому попадает древнеегипетская фигурка Ушепте - ее клали в гробницу фараона, чтобы она приносила удачу усопшему в его загробной жизни...
- После 27 лет забвения на нынешнем ММКФ возрождена программа документальных фильмов, где будут показаны только западные хиты, заработавшие в прокате большие деньги. Помнится, ваши документальные ленты - "Последний герой" о музыканте Викторе Цое и "Баттерфляй" о театре Виктюка - тоже имели успех. У вас нет желания вернуться в документалистику?
- Я слышал об этой программе, которую опекает известный документалист Сергей Мирошниченко. Странно, что в нее не попал ни один российский фильм, у нас есть замечательные работы, включая картины того же Мирошниченко. Очевидно, это специальный ход - познакомить с хорошим западным неигровым кино, которое наш зритель почти не знает. А наша отечественная документалистика - одна из лучших в мире.
А что касается меня, то я бы с удовольствием взялся за интересный документальный проект. Во ВГИКе мне предлагают набрать свою мастерскую при кафедре неигрового кино. Сейчас очень благоприятные времена для кинематографа. Работы много.


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?