03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИНО - ЭТО КОСМОС

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 24 Июня 2006г.
На открывшемся вчера XXVIII Московском кинофестивале Алексей Учитель заседает в жюри основного конкурса (единственный представитель от России). Сын известного документалиста Ефима Учителя (вошедшего в историю кинематографа фильмом о блокаде "Ленинград в борьбе"), он тоже начинал с документального кино. Однако зрители знают его больше как постановщика художественных картин: "Мания Жизели", "Дневник его жены", "Прогулка", "Космос как предчувствие"... Корреспондент "Труда" побеседовал с режиссером накануне открытия ММКФ.

- Алексей Ефимович, поздний отказ Михаэля Ханеке от председательства в жюри сильно огорчил дирекцию фестиваля?
- За всех отвечать не могу. Меня лично огорчил, было бы интересно пообщаться с этим режиссером. В свое время его фильм "Пианистка" оказал на меня сильное влияние. Михаэль Ханеке - неординарный человек, способный принимать неординарные решения.
- А разве такие решения нужны дирекции ММКФ? Ведь не секрет, что многие фестивальные награды - результат компромисса, учитывающего множество факторов?
- Не знаю, нужны ли фестивальной дирекции неординарные решения, а вот кинематографу - просто необходимы. Без них тяжело двигаться дальше. Но, я думаю, мы в любом составе сможем принять правильные решения.
- Как сложилась прокатная судьба вашего последнего фильма "Космос как предчувствие", получившего Гран-при прошлогоднего ММКФ?
- Если собрать воедино сборы от кинопроката, показа по ТВ, выпуска DVD и видеокассет, то в целом "Космос" себя оправдал. К тому же прокат еще продолжается, особенно зарубежный. После ММКФ мы побывали более чем на 30 кинофестивалях, и приглашения до сих пор идут. Картину увидели на всех континентах: от Америки до Австралии. В июле я повезу ее в Японию, где буду представлять в нескольких городах.
- Помнится, вы судились с Первым каналом из-за того, что он показал "Космос" без вашего согласия. Этот прецедент помог другим авторам?
- Надеюсь. Только мы судились не с Первым каналом, а с теми организациями, которые продали ему нашу картину. Арбитражный суд Москвы скрупулезно изучил документы и удовлетворил наш иск, признав, что все права на "Космос" принадлежат нам и никакого телеварианта, показанного по Первому каналу, не существует. Это был тот же фильм, только разрезанный на две части. Суд обязал виновных выплатить в нашу пользу штрафы в три миллиона рублей. Сейчас с адвокатом Павлом Астаховым мы обсуждаем возможность подачи имущественного иска. Ведь картина была показана по ТВ в то время, когда еще шел кинопрокат и продавались DVD, а значит, мы понесли материальные потери.
- Вы как продюсер довольны режиссерским дебютом вашей постоянной сценаристки Авдотьи Смирновой?
- Фильм "Связь" получился не без недостатков, кое-какие творческие претензии можно предъявить. Но в целом - это удачное начало. Что подтвердил и только что завершившийся фестиваль "Кинотавр", где мы получили приз за лучший дебют.
- Во время съемок сильно опекали девушку? Ведь вы, наверное, вкладывали в нее свои деньги...
- Нет, средства выделили Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также другие организации. Кстати, Дуня мне помогала в поиске денег. Я участвовал в подготовительном процессе, были споры, но в результате мы все сделали правильно. Удалось собрать сильную команду. В нее вошли: один из лучших в стране операторов Сергей Мачильский ("Свои"), блестящий художник по костюмам Оксана Ермольник, замечательные актеры Михаил Пореченков и Анна Михалкова... На съемках я ни во что не вмешивался. Дуня должна была сама испытать все радости и муки многоступенчатого процесса создания фильма.
- Говорят, у Дуни Смирновой тяжелый характер...
Да, с ней очень непросто, как, кстати, и со многими творческими людьми. Но за 15 лет дружбы мы хорошо изучили достоинства и недостатки друг друга. Поэтому умеем и ругаться, и мириться, и находить тот компромисс, без которого работа в кино невозможна.
-Не боитесь, что она уйдет в режиссуру и оставит вас без драматургии?
-Боюсь. Хотя сам предложил ей экранизировать ее собственный сценарий, который тогда еще назывался "Времена года". Я прекрасно понимал, режиссура - вещь заразная, и кто попробует ее вкус, тот уже не оставит это дело. Надеюсь, у Дуни хватит сил и времени снимать свое кино и писать интересные сценарии хотя бы для меня. У нас с ней есть общие планы...
- Продюсирование приносит вам удовлетворение?
- Студия "Рок", которой я руковожу, выпускает два вида продукции: мои собственные режиссерские работы и полнометражные дебюты. Второе никакого коммерческого успеха не приносит, в лучшем случае выходим "по нулям", а часто это денежный проигрыш. Но я получаю от этой деятельности большое удовольствие. Наряду с Дуниным фильмом мы выпустили картину Кати Шагаловой "Собака Павлова", которая завоевала Гран-при "Сталкера" и приз за дебют на фестивале в Выборге. Сейчас запускаем интересный дебютный проект Маши Можар "Враги", действие картины происходит во время Великой Отечественной в оккупированной фашистами советской деревне.
- У вас все дебютантки - девушки. Вам ближе женское кино?
- Нет. Есть и парень - Саша Кононович. Его короткометражка, снятая в очень редком жанре - музыкальной комедии, получила первую премию на студенческом фестивале "Святая Анна". Очень надеюсь, что у нас наконец появился самобытный режиссер-комедиограф уровня Гайдая.
- Как складываются отношения со сценаристом "Космоса" Александром Миндадзе?
- Александр Миндадзе написал интересный сценарий "Они улетели" и собирается сам его ставить. Это современная история, очень непростая и жесткая. Посмотрим, что из этой затеи получится. Кстати, у Миндадзе очень творческая семья. Упомянутая мной Катя Шагалова - его дочка. Мы также работаем с Сашей Родионовым - это его племянник, талантливый автор, по его сценариям Борис Хлебников поставил "Свободное плавание" (приз "Кинотавра" за режиссуру), а Николай Хомерики - картину "977" (показана в Каннах в программе "Особый взгляд"). Сейчас Саша вместе с Владимиром Маканиным пишет сценарий по рассказу писателя "Кавказский пленный". Снимать фильм буду я. Параллельно зимой начну делать фильм под названием "Ушепте". В сценарии питерского автора Сергея Радлова действие происходит во время войны в блокадном Ленинграде. Это мой родной город. Я давно хотел об этом снимать. Мои родители оставались там все 900 дней блокады. Отец как оператор и режиссер снял пронзительные документальные кадры, которые часто показывают по ТВ. В центре нашей истории один день из жизни 11-летнего ленинградского мальчика, в руки к которому попадает древнеегипетская фигурка Ушепте - ее клали в гробницу фараона, чтобы она приносила удачу усопшему в его загробной жизни...
- После 27 лет забвения на нынешнем ММКФ возрождена программа документальных фильмов, где будут показаны только западные хиты, заработавшие в прокате большие деньги. Помнится, ваши документальные ленты - "Последний герой" о музыканте Викторе Цое и "Баттерфляй" о театре Виктюка - тоже имели успех. У вас нет желания вернуться в документалистику?
- Я слышал об этой программе, которую опекает известный документалист Сергей Мирошниченко. Странно, что в нее не попал ни один российский фильм, у нас есть замечательные работы, включая картины того же Мирошниченко. Очевидно, это специальный ход - познакомить с хорошим западным неигровым кино, которое наш зритель почти не знает. А наша отечественная документалистика - одна из лучших в мире.
А что касается меня, то я бы с удовольствием взялся за интересный документальный проект. Во ВГИКе мне предлагают набрать свою мастерскую при кафедре неигрового кино. Сейчас очень благоприятные времена для кинематографа. Работы много.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников