Можно ли помочь детям справляться с неудачами

Сезон выпускных и вступительных экзаменов, к сожалению, не всегда заканчивается для вашего ребенка успехом

Чередование успеха и неуспеха — естественный ход жизни. И юному человеку нужно вовремя научиться справляться со стрессом и разочарованиями.

Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор:

«С детьми полезно говорить о том, что успех и неуспех редко бывают случайными. Чтобы предотвратить проигрыш, важно обдумывать свои шаги и взвешивать последствия.

Результат, как правило, складывается из суммы факторов: необходимых усилий, цены препятствий (иногда цель может быть недостижимой) и ресурсов (способностей ребенка, возможности дополнительных занятий). Реальная оценка этих факторов помогает планировать успех.

А в случае неудачи понимание ситуации снижает стресс. «Да, поступление в этот вуз действительно было маловероятно в силу объективных причин, а не из-за моих личных качеств».

Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека»:

«Родители всегда дают гласный или негласный посыл-сообщение своему ребенку. Можно и не говорить ничего конкретного, но настрой непременно считывается детьми (экзамены, безусловно, важное событие, но еще важно, что ты поймешь про себя)».

Елена Закатова, клинический психолог центра «Псиспектрум»:

«Комплекс неудачника часто возникает у детей, родители которых проецируют на них собственные неуспехи (я плохо учился и теперь работаю не там, где хотел).

Таким образом взрослые могут настроить сына или дочь на повторение собственной судьбы. Тогда как на самом деле важнее говорить: «У тебя свой опыт, давай посмотрим, какие действия помогут тебе добиться желаемого результата».

Если случилась неудача

Постарайтесь понять, как сам ребенок относится к происшедшему. Возможно, низкий балл на экзамене для него вовсе не такая уж катастрофа, как для родителей.

Но иногда человеку сложно открыть свои чувства, и стресс уходит глубоко внутрь. Понаблюдайте за подростком. «На первых порах ваши слова он вряд ли услышит, — отмечает Ирина Галахина, — но присутствие и ненавязчивый тактильный контакт (погладить по спине, положить руку на плечо) создадут ощущение поддержки».

«Постарайтесь его разговорить, задавая незначительные вопросы, — советует Елена Сергиенко. — Нередко выплеснуть эмоции помогает музыка. Сходите на концерт, который заинтересует ребенка».

«Когда дети готовы говорить, важно, чтобы произошла встреча чувств родителей и ребенка, — объясняет Ирина Галахина. — Расскажите, что вы тоже расстроены, и, главное, не вставайте на сторону обвинения („я же тебе говорила: учи!“). Тогда ребенок сможет открыться, высказать и выплакать свои переживания».

Практика

Восстановиться после стресса

Помогает любое действие, направленное на созидание. Можно предложить сыну (дочери) выбрать и поменять обои в комнате, сделать перестановку, что-то перестроить. Елена Закатова говорит: «На символическом уровне подобные действия позволяют подросткам поверить в то, что они способны менять свою жизнь с учетом своих желаний».

Помогите подросткам организовать с друзьями пикник, а лучше — поход. «Такие мероприятия позволяют направить энергию в позитивное русло, испытать ощущение свободы», — отмечает Елена Закатова.

Сделать выводы

Порой именно неудачи на экзаменах помогают многое понять о себе. Ведь одно дело — слушать советы и предупреждения взрослых, и совсем другое — столкнуться с реальностью. А чтобы выводы не потерялись в переживаниях, их хорошо бы зафиксировать. Поэтому, когда стихнет буря эмоций, полезно помочь подросткам проанализировать ситуацию: «Давай подумаем, почему так произошло».

Приводите примеры из собственной жизни: «Я с первым проектом потерпела полную неудачу. Но потом стала анализировать — и использовала этот опыт в следующей работе. И представляешь, все получилось!»

Обернуть неудачу в удачу

Объясните сыну или дочери, что сегодняшний проигрыш предоставляет другие шансы в будущем. И неизвестно еще, какие возможности преподнесет жизнь. «Помогите подростку найти и проложить другие маршруты, которые приведут к достижению цели, — предлагает Елена Закатова.

— Иногда альтернативой вузу может стать профильный колледж, который позволит получить профессию и поступать позже на льготных условиях. Кому-то освободившийся год позволит понять, действительно ли хочется получить именно эту специальность. В это время полезно поработать в той области, которую выбрал подросток, и увидеть будущую профессию изнутри».

Не застрять в ситуации проигрыша

Оставьте за детьми право на самостоятельное решение — пересдать экзамен, выбрать другое учебное заведение, готовиться к поступлению на следующий год и т. д. Ирина Галахина советует: «Главное, чтобы ребенок эти планы проговаривал.

Если он растерялся и требует решения от взрослых, аккуратно верните вопрос: «Я думаю, что можно сделать так, но важнее, что думаешь ты». Важно помочь юному человеку занять позицию: «Я буду делать так, потому что я так решил, а не потому, что нет другого выхода». Это позволит подростку сохранить уверенность в себе.