Как русский Иван беса победил

Представляем российский фильм, который участвует в конкурсе Московского кинофестиваля

Вчера фильмом «Кеды» классика российского кино Сергея Соловьева открылся 38-й Московский международный кинофестиваль — главное кинематографическое событие года в нашей стране. Киноманы в течение недели смогут увидеть порядка 200 фильмов со всех концов света. Тринадцать из них вошли в конкурсную программу, которую будет судить международное жюри во главе с победителем прошлогоднего ММКФ болгарским режиссером Ивайло Христовым. От России в конкурсе участвует фильм «Монах и бес», у которого, по мнению специалистов, есть серьезные основания претендовать на самые высокие призы киносмотра.

Порукой тому — творческая репутация режиссера Николая Досталя, который снял такие известные картины, как «Мелкий бес», «Облако-рай», «Коля Перекати поле», «Петя по дороге в Царствие Небесное», увенчанные призами отечественных и международных фестивалей, а также знаменитые сериалы «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол». Внушает немалые надежды и фамилия автора сценария Юрия Арабова — пожалуй, лучшего драматурга современного российского кино. Союз таких талантливых людей (к ним примыкает виртуозный оператор Леван Капанадзе, получивший в прошлом году множество профессиональных наград за живописный фильм «Испытание») по определению не мог породить экранный середняк.

«Я отдал этому фильму более пяти лет жизни, — рассказал обозревателю «Труда» режиссер Николай Досталь. — Канал «Россия», с которым я давно и плодотворно сотрудничаю, предлагал мне экранизировать «Красное колесо» Александра Солженицына, «Воскресение» Льва Толстого. Продюсер Денис Евстигнеев, в свою очередь, склонял меня к постановке фильма по купринской повести «Яма». Да и Юрий Арабов еще до написания «Монаха и беса» предлагал мне готовый сценарий по своему роману «Орлеан». Это все очень интересные, яркие проекты, на сегодняшний день некоторые из них уже сняты моими коллегами — например, фильм «Орлеан» украсил конкурс прошлогоднего ММКФ. Но я отказывался от этих и других предложений — так глубоко въелось желание поставить именно «Монаха и беса». Почему? Потому что ничего похожего по теме, жанру в нашем кино еще не было. Могут возникнуть, пожалуй, аналогии с «Островом» Павла Лунгина из-за православной темы, но у нас другой сюжет, другая эпоха, другие характеры...».

Первоначальная идея фильма возникла у Николая Досталя. Как-то он пересказал Арабову жития двух православных праведников. Один из них причислен к лику святых, его мощи лежат в Софийском соборе в Великом Новгороде. Он жил на рубеже ХI-ХII веков, вошел в историю под именем Ивана Новгородского. Будучи еще молодым монахом, он, согласно житию, поймал в рукомойнике... беса. Бес взмолился: «Отпусти. Что пожелаешь, то исполню». Иван в ответ сказал: «Хорошо. Свози меня к Гробу Господню». Бес его доставил за одну ночь в Иерусалим и обратно. Но решил Ивану отомстить. Так началась их непримиримая битва...

Вторая история относится к началу XIX века, это уже времена Пушкина и Гоголя. Недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря жил монах Иван Шапошников. Был он убог и невзрачен, прихрамывал. Но обладал даром предвидения, лечил людей. Словом, вел жизнь праведного монаха, каковым и остался до гробовой доски.

Когда эти два жития Досталь пересказал Арабову, тот увлекся материалом, соединил их в одну сюжетную канву, поместил в определенный исторический контекст. В итоге действие «Монаха и беса» происходит в середине XIX века в заштатном монастыре. В фильме, по словам Досталя, будут и монах, и бес, и монастырская братия, и даже случайно заскочившие в сюжет царь Николай I и шеф жандармерии Бенкендорф. Но всех секретов фильма Николай Николаевич раскрывать не стал, чтобы не мешать эмоциональному переживанию зрителями этой истории о вечном противоборстве добра и зла, мрака и света.

Жанр «Монаха и беса» можно определить как трагикомедию, снятую в традициях фантастического реализма Николая Гоголя — любимого писателя Юрия Арабова и Николая Досталя. Этим обстоятельством продиктован и выбор актеров. В роли праведника Ивана снялся очень пластичный актер театра «Сатирикон» Тимофей Трибунцев, на счету которого более 50 ролей в кино, в том числе в «Острове», «Ликвидации», «Исаеве», «Орлеане», а также в фильмах самого Досталя. В роли беса по имени Легион дебютирует Георгий Фетисов. В остальных ролях заняты острохарактерные актеры Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов...

Основные съемки фильма проходили в 100 километрах от Вологды, в городе Кириллове. Там располагаются Кирилло-Белозерский музей-заповедник и действующий мужской монастырь. Частично снимали также в Иордании — в древнем городе Петра, внесенном в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ранее в этих потрясающе красивых местах шла работа над знаменитыми голливудскими фильмами «Индиана Джонс» Стивена Спилберга, «Арабские ночи» Стива Баррона, «Трансформеры» Майкла Бея. Теперь пришло время нашего «Монаха и беса».

Кстати

Фильмы, которые важно не пропустить на ММКФ

В конкурсе серьезную конкуренцию «Монаху и бесу» может составить семейная драма «Дочь» в постановке иранского режиссера Реза Миркарими. Его фильмы трижды выдвигались на «Оскар» от Ирана, а одна из его предыдущих картин — тончайшей психологической выделки драма «Проще простого» — была удостоена «Золотого Георгия» на ММКФ. Напомним, что и фильм Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» тоже побеждал на ММКФ. Кому улыбнется фортуна ныне?

В авторской программе Петра Шепотинника «8?» нельзя пропустить картины лидеров румынской «новой волны» Кристиана Мунджу («Аттестат зрелости») и Кристи Пую («Сьераневада») — бессменных участников и героев Каннских кинофестивалей.

Немецкий фильм «Тони Эрдман» в том же Канне в этом году был безусловным фаворитом критиков, которые отмечали «головокружительное мастерство» режиссера Марен Адэ, но жюри по недоразумению оставило его без наград. У московских зрителей есть возможность вынести по этому поводу собственный вердикт.

В авторской программе Андрея Плахова «Европейская эйфория» выделяется фильм итальянца Джанфранко Рози «Огонь в море», посвященный мировому миграционному кризису. Эта документальная фреска уже завоевала «Золотого медведя» — главный приз Берлинского кинофестиваля. В программе «Свободная мысль», в которой собраны все мировые хиты документального кино, нельзя пропустить фильм американского (в той же мере и антиамериканского) режиссера-провокатора Майкла Мура. В свое время он снял сатирический памфлет «Фаренгейт 9/11» на президента США Джорджа Буша-младшего и получил за него «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. Название его нового фильма «Кого бы нам еще завоевать» говорит само за себя.

Для любителей кинематографической экзотики организаторы ММКФ приготовили сюрприз — восьмичасовой черно-белый фильм «Колыбельная скорбной тайне» филиппинского режиссера Лава Диаса. Эта картина уже была показана в Берлине, получила «Серебряного медведя», а те зрители, у которых хватило физических сил досидеть до конца, встретили финал этой саги о революции и свободе 10-минутной овацией стоя.

Для поклонников менее экстремальных зрелищ приятным завершением ММКФ станет новый фильм американского классика Вуди Аллена «Светская жизнь», который покажут на закрытии фестиваля. Эта комедийная мелодрама погрузит зрителя в ностальгическую атмосферу 1930-х. Главный герой Бобби вместе со зрителями окунется в пронизанный любовью, музыкой, винными парами водоворот светской и клубной жизни...