10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИРЕК МУХАМЕДОВ: НЕ ОТКАЖУСЬ СНОВА СТАНЦЕВАТЬ В БОЛЬШОМ

Налбандян Зураб
Опубликовано 01:01 24 Июля 2001г.
Он родился в Казани. В 1981 году завоевал Гран-при на Московском международном конкурсе артистов балета и стал солистом Большого. В 80-х исполнял главные роли во многих ставших знаменитыми постановках Юрия Григоровича. Считался опорой Юрия Николаевича, когда у главного балетмейстера ГАБТа возник конфликт с частью труппы: в ту пору из театра уволили Плисецкую, Васильева и ряд других танцовщиков старшего поколения.И вдруг в 1990 году фаворит уехал с женой в Лондон и занял место солиста в Королевском балете.

- Вы покинули СССР на гребне славы, будучи одним из ведущих артистов Большого театра. Что подтолкнуло вас к такому решению?
- Причины были в основном личными, житейскими. Мы с Машей незадолго до того поженились, пройдя накануне через не особенно приятные процедуры развода со своими прежними супругами. К тому же Маша уже ждала ребенка. Хотелось как-то основательнее отгородиться от прошлого. Вот и решили начать, как говорится, с чистого листа.
- Иными словами, никаких политических причин не было?
- Нет. Я, кстати, в какой-то степени и сам удивлялся собственной решимости. Ведь в юности был активным комсомольцем и мечтал стать коммунистом... Но если откровенно, в творческом отношении карьера в России развивалась не очень интересно. Эпоха перестройки и гласности весьма своеобразно отразилась на внутренней ситуации в Большом. Происходило какое-то энергичное топтание на месте. И не потому, что так хотел Григорович. Создавалось ощущение, что вообще никто не хочет всерьез работать. Собирались на бурные собрания и критиковали всех и вся. То Григоровича, то солистов... Мне стало скучно. Хотелось двигаться вперед, создавать что-то новое на сцене.
- А почему выбрали Лондон?
- Мы совсем не хотели жить в Америке, предпочитали Европу. До этого дважды бывали в Лондоне с Большим театром. Город нам очень понравился именно с точки зрения организации жизни, быта, а главное -творческой атмосферы.
К тому же незадолго до отъезда Королевский балет пригласил меня танцевать "Баядерку". Так что когда мы приехали, разовое приглашение мягко превратилось в постоянную работу. В общей сложности я проработал в Королевском балете 8 лет. А с 1998 года меня приглашают сюда на отдельные постановки.
- Чем же именно лондонская творческая атмосфера отличается от московской?
- Здесь больше возможностей. В Лондоне мой репертуар стал значительно шире. В Большом меня рассматривали в основном как актера героически-романтического амплуа. Причем героический "уклон" был всегда сильнее: "Спартак", "Иван Грозный", "Золотой век". А лирическое начало явно отставало. Переехав на Запад, я получил возможность танцевать больше драматических и лирических партий, которые очень люблю. А также современные хореографические произведения. Это приносит большое удовлетворение.
Однако чего не хватает западному балету - это школы. Той самой замечательной школы, на которой основывается успех русского балета.
- Теперь вы работаете самостоятельно?
- У меня есть своя компания, которая осуществляет различные проекты. Когда удается найти финансовое обеспечение и соответствующую сцену, собираем труппу и ставим балетный спектакль.
- Неужели адаптация к жизни в Англии прошла совершенно безболезненно?
- Скажем так: она прошла нормально. Переехав сюда, я ведь не сменил рода занятий. И профессия, и круг друзей остались прежними. По сути дела, из одного Большого театра я перешел в другой большой театр - Королевскую оперу. Кроме того, мне не пришлось здесь начинать все сначала. Я был приглашен не в кордебалет, а на роль "звезды", ведущего солиста. Все это, конечно, помогло мне без особых осложнений войти в здешнюю жизнь.
Хотя трудности были. Ведь это все же мы выбрали страну, а не она нас. Нам надо было приспосабливаться, пытаться понять здешнюю действительность. Это было очень интересно. Надо было забыть о лаврах, завоеванных в Большом театре, и доказать не только лондонскому балетному миру, но и здешней публике, что я действительно достоин быть одним из лидеров Королевского театра.
- А отношения в коллективе? Здесь тоже процветают интриги, актеры завидуют друг другу?
- Люди везде одинаковы. Кому-то кажется, что ему не дают хороших ролей, кто-то считает, что станцевал бы ту или иную партию лучше, чем его коллега... Кстати, через год после моего прихода в "Ковент гарден" из театра ушли несколько танцовщиков, потому что я практически занял их "ниши", стал танцевать их партии.
- Как сложилась ваша жизнь вне балета?
- Прекрасно. Мы с Машей очень любим Лондон, относимся к нему уже как к родному городу.
- Вы стали британским гражданином?
- Да. И очень горжусь тем, что получил недавно "Орден Британской империи".
- За какую партию голосуете?
- Симпатизирую консерваторам.
- Вы известны своей широкой благотворительной деятельностью...
- Постоянно участвую в благотворительных спектаклях и концертах, которые проводят организации, помогающие российским детям. Считаю это своим святым долгом и стараюсь никогда не отказывать. Если позволяет время, даю бесплатные уроки танца в школах. Кроме того, выступаю в спектаклях, выручка от которых идет в фонд Красного Креста.
- Вы еще долго собираетесь танцевать?
- Думаю, что наступает пора покинуть сцену. Скажу по секрету: 30 сентября в лондонском "Колизеуме" я устраиваю первый из серии прощальных вечеров. Сейчас мы как раз готовим это шоу.
- А что дальше?
- Недавно я поставил в Варшаве "Лебединое озеро", и, знаете, роль хореографа мне очень понравилась. Давно мечтал о хореографии, но, честно говоря, боялся браться за это дело. Теперь страх прошел, и я с интересом смотрю в собственное будущее.
- Нет ли в ваших планах поработать в России, в Большом театре?
- Если пригласят в Большой - буду искренне рад. У меня много идей и замыслов. Нужно только желание самого театра. Но как бы там ни было, я очень хочу, чтобы Большой театр как можно скорее пережил кризис и вновь стал законодателем мод в балетном мире.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников