ДОМИНГО ОКАЗАЛСЯ ДОН ЖУАНОМ

Тысячи москвичей до сих пор пребывают под впечатлением от концерта великого испанского тенора Пласидо Доминго на Красной площади столицы. "Труд" - информационный спонсор уникального концерта - уже не раз писал об этом событии. А сегодня с особым удовольствием предоставляем слово человеку, тесно общавшемуся с Доминго во время его московского выступления. Ведь это наша очаровательная Галина ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, постоянная ведущая конкурса молодых исполнителей романса, художественная руководительница ряда других музыкальных проектов "Труда". Кстати, именно она вела осенний концерт ближайшего друга и сподвижника Доминго - Хосе Каррераса в Государственном Кремлевском Дворце.

- Страшно разволновалась, когда от организаторов узнала, что должна вести вечер Пласидо Доминго. Известно ведь, какими капризными бывают звезды. Но Доминго изумил всех своей добротой и деликатностью. Не было, мне кажется, рядом с ним женщины, которой бы он не поцеловал руку, и мужчины, которому бы не сказал слова благодарности. Хотя в любом, даже наилучшим образом подготовленном деле случаются "задоринки"... Когда я увидела маленькую, буквально метр на метр, душную артистическую, в которой пришлось невероятнейшим образом тесниться и самому Доминго, и приглашенным им молодым певицам Любе Петровой и Марине Домашенко, я обмерла: быть грозе!.. Ничего подобного: Доминго и бровью не повел, мужественно терпя жару и только время от времени обмахиваясь полотенцем и прикладывая руки к баночке со льдом. Вовсе не раздражали его и куранты на Спасской башне. Наоборот, он, по-моему, воспринимал их как звучащую часть роскошных естественных декораций...
Был небольшой момент замешательства, когда его стали во второй раз вызывать на поклон после арии Ленского. Оказывается, на Западе многократные выходы - только в конце концерта. Наверное, российская публика эмоциональнее зарубежной, и Доминго это оценил. Ну и, конечно, тем более приятно было видеть, как запружена народом соседняя Никольская улица, как пестрят головами окна ГУМа, с какой жадностью ловят люди звуки знакомого голоса...
Теперь мне уже кажется: и голос у него такой потрясающе теплый, и поет Доминго так идеально, потому что он изумительно добрый человек. Помните, Гайдн сказал: стиль музыканта - это он сам. У Пласидо нет никаких проблем ни с техникой, ни с выразительностью. С каким наслаждением он "купался" в сложнейших с вокальной точки зрения теноровых ариях Чайковского - это было видно буквально по лицу. И тут же - баритоновый (!) дуэт из "Дон Жуана". И - пение на шести языках...
Доминго совершенно не ожидал, что я буду объявлять все номера программы. На Западе такое тоже не принято: публика пользуется программками. Но здесь печатных программ не было. И потом, если Доминго знают все, то приглашенных-то им молодых певиц - нет. Я объяснила это Пласидо, и он тут же затряс мне руки: конечно-конечно, делайте так, как считаете лучшим... Безусловно, аргумент с молодыми певицами оказался самым сильным. Можете себе представить, во что превращается доброжелательность Доминго, когда речь заходит о героях его ежегодного конкурса "Опералия"! Люба и Марина - участницы этого соревнования. И хоть премий им там не досталось, Доминго считает их "своими". Помогает, чем только может: одной устроил контракт в Сан-Франциско, другой - в Нью-Йорке, обеих пригласил поучаствовать в нынешнем московском концерте...
Мне было необычайно приятно это заметить, ведь точно такое же отношение к конкурсантам - на нашей "Романсиаде". Мы тоже не бросаем их на произвол судьбы, будь то, скажем, лауреат Лена Крамзина из Нижнего Тагила или не получившая никакой премии (талантов-то всегда больше, чем наград) Таня Фильчакова с Кубани, или Света Белоус из Йошкар-Олы... Не удержалась и хоть в двух словах, но рассказала Доминго о нашем с "Трудом" детище - романсовом международном конкурсе. По-моему, он заинтересовался. Ведь один из лауреатов "Романсиады" - Кирилл Попов из Екатеринбурга - нынешней осенью поедет в Вашингтон на очередную "Опералию", причем Доминго оплачивает ему и дорогу, и проживание. Кстати, и Люба с Мариной - екатеринбурженки...
Два слова об оркестре. Во-первых - хочу уточнить: это был Государственный академический симфонический оркестр России. Что я поняла, только выйдя на сцену и увидев знакомые лица. В прессе же как только коллектив не обзывали: для иных журналистов что ГАСО, что Российский национальный, что Большой симфонический - без разницы. Но главное - и Доминго, и дирижер из Америки Юджин Кон были восхищены музыкантами: их профессионализмом, мгновенным схватыванием сути музыки, дисциплиной. Честно говоря, именно мастерство оркестрантов порой спасало дело - в частности, когда импульсивного дирижера немножко "несло" и он невольно поторапливал вокалиста. В этом отношении Каррерасу осенью намного больше повезло с Давидом Хименасом - безупречным дирижером-аккомпаниатором.
Ну, а Пласидо хотел бы вновь и вновь приезжать в Россию. Несколько раз повторил: "Моя мечта - спеть в Большом театре".