- Страшно разволновалась, когда от организаторов узнала, что должна вести вечер Пласидо Доминго. Известно ведь, какими капризными бывают звезды. Но Доминго изумил всех своей добротой и деликатностью. Не было, мне кажется, рядом с ним женщины, которой бы он не поцеловал руку, и мужчины, которому бы не сказал слова благодарности. Хотя в любом, даже наилучшим образом подготовленном деле случаются "задоринки"... Когда я увидела маленькую, буквально метр на метр, душную артистическую, в которой пришлось невероятнейшим образом тесниться и самому Доминго, и приглашенным им молодым певицам Любе Петровой и Марине Домашенко, я обмерла: быть грозе!.. Ничего подобного: Доминго и бровью не повел, мужественно терпя жару и только время от времени обмахиваясь полотенцем и прикладывая руки к баночке со льдом. Вовсе не раздражали его и куранты на Спасской башне. Наоборот, он, по-моему, воспринимал их как звучащую часть роскошных естественных декораций...
Был небольшой момент замешательства, когда его стали во второй раз вызывать на поклон после арии Ленского. Оказывается, на Западе многократные выходы - только в конце концерта. Наверное, российская публика эмоциональнее зарубежной, и Доминго это оценил. Ну и, конечно, тем более приятно было видеть, как запружена народом соседняя Никольская улица, как пестрят головами окна ГУМа, с какой жадностью ловят люди звуки знакомого голоса...
Теперь мне уже кажется: и голос у него такой потрясающе теплый, и поет Доминго так идеально, потому что он изумительно добрый человек. Помните, Гайдн сказал: стиль музыканта - это он сам. У Пласидо нет никаких проблем ни с техникой, ни с выразительностью. С каким наслаждением он "купался" в сложнейших с вокальной точки зрения теноровых ариях Чайковского - это было видно буквально по лицу. И тут же - баритоновый (!) дуэт из "Дон Жуана". И - пение на шести языках...
Доминго совершенно не ожидал, что я буду объявлять все номера программы. На Западе такое тоже не принято: публика пользуется программками. Но здесь печатных программ не было. И потом, если Доминго знают все, то приглашенных-то им молодых певиц - нет. Я объяснила это Пласидо, и он тут же затряс мне руки: конечно-конечно, делайте так, как считаете лучшим... Безусловно, аргумент с молодыми певицами оказался самым сильным. Можете себе представить, во что превращается доброжелательность Доминго, когда речь заходит о героях его ежегодного конкурса "Опералия"! Люба и Марина - участницы этого соревнования. И хоть премий им там не досталось, Доминго считает их "своими". Помогает, чем только может: одной устроил контракт в Сан-Франциско, другой - в Нью-Йорке, обеих пригласил поучаствовать в нынешнем московском концерте...
Мне было необычайно приятно это заметить, ведь точно такое же отношение к конкурсантам - на нашей "Романсиаде". Мы тоже не бросаем их на произвол судьбы, будь то, скажем, лауреат Лена Крамзина из Нижнего Тагила или не получившая никакой премии (талантов-то всегда больше, чем наград) Таня Фильчакова с Кубани, или Света Белоус из Йошкар-Олы... Не удержалась и хоть в двух словах, но рассказала Доминго о нашем с "Трудом" детище - романсовом международном конкурсе. По-моему, он заинтересовался. Ведь один из лауреатов "Романсиады" - Кирилл Попов из Екатеринбурга - нынешней осенью поедет в Вашингтон на очередную "Опералию", причем Доминго оплачивает ему и дорогу, и проживание. Кстати, и Люба с Мариной - екатеринбурженки...
Два слова об оркестре. Во-первых - хочу уточнить: это был Государственный академический симфонический оркестр России. Что я поняла, только выйдя на сцену и увидев знакомые лица. В прессе же как только коллектив не обзывали: для иных журналистов что ГАСО, что Российский национальный, что Большой симфонический - без разницы. Но главное - и Доминго, и дирижер из Америки Юджин Кон были восхищены музыкантами: их профессионализмом, мгновенным схватыванием сути музыки, дисциплиной. Честно говоря, именно мастерство оркестрантов порой спасало дело - в частности, когда импульсивного дирижера немножко "несло" и он невольно поторапливал вокалиста. В этом отношении Каррерасу осенью намного больше повезло с Давидом Хименасом - безупречным дирижером-аккомпаниатором.
Ну, а Пласидо хотел бы вновь и вновь приезжать в Россию. Несколько раз повторил: "Моя мечта - спеть в Большом театре".