ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА

Холодная весна не пощадила посадки малины, земляники. Подмерзла в Подмосковье и красная смородина. Если в прошлом году в самом ягодном хозяйстве столичного региона урожай земляники составил почти 900 тонн, то в нынешнем - около 400. Но акционерное общество "Совхоз имени Ленина" внакладе не осталось. Рынок в условиях дефицита поднял на его продукцию цену.

Чтобы садовая земляника в разгар лета стоила на столичном рынке 100 и более рублей за кило - такого не припомнит никто. Но даже по столь высокой цене горожане буквально расхватывали подмосковную ягоду, явно предпочитая ее картинно красивой импортной. Заграничная - голландская, испанская - и дешевле, и дольше хранится. Какие препараты делают ее "долгоиграющей" - нам не ведомо. Мы лишь знаем, что доморощенная и слаще, и душистее, и витаминами богаче.
Ее уборка в совхозе имени Ленина припоздала - в этом году в столичном регионе все дары садов и огородов созревали позже обычного. Однако как и в предыдущие лета, на здешнюю плантацию устремлялись жители близлежащих к совхозу московских микрорайонов Бутово, Бирюлево, Орехово-Борисово, Марьино. Трудились они здесь не за деньги, а ягод ради. Их "марафон" начинался на зорьке, после обеда народ уже расходился по домам, унося заработанное - в среднем по три с половиной - четыре килограмма земляники. Отпахал дней десять, вот тебе 30-40 килограммов ароматных витаминов на семью. Понятно, что и детей кормили вдосталь, и варенье варили.
Для совхозных же рабочих земляника давно уже перестала быть экзотикой. Поработаешь на этих плантациях, как Елена Рудакова, 35 лет, и даже ягодой можно пресытиться. Она станет такой же обыденностью, как хлеб, молоко, картошка.
На складе готовой продукции, где весь короткий земляничный сезон загружались машины, мы в один из дней застали ватагу юных грузчиков, среди которых был и младший сын директора совхоза Павла Грудинина - Антон. Ребята на каникулах не упускают возможности подзаработать: одни - на поездку к морю, другие, оказывается, "копят на машину".
Грудинин-старший посмеивается над такими амбициозными планами и вспоминает свое "золотое совхозное детство", когда он точно так же вкалывал во время каникул, чтобы купить джинсы, на которых этак лет 25-30 назад были помешаны все пацаны школьного возраста.
Между прочим, склад готовой продукции - место серьезное. Тут и милицейский пост, и инкассатор. По-другому нельзя - в иные дни "сладкой жатвы" отсюда отгружается продукции миллиона на два. Совхоз и сам отправлял в Москву по 20 машин ягод, и перекупщикам с рынков ее продавал.
Торговать самим в столице тяжеловато - надо получить кучу разрешений, санитарные книжки для продавцов. Кроме того, торговля с машин - это всегда риск: то стражи правопорядка прицепятся, то бандиты наедут. Поэтому чаще хозяйство продает свою ягоду посредникам. Они ее в этом году разбирали тут по 70-75 рублей за кило, а на рынке "толкали" по 100.
Подмосковная земляника - продукт нежный. По мешкам ее не рассуешь, нужна такая тара, чтобы ягоду лишний раз не фасовать и не мять - иначе раньше времени потечет и превратится в кашу. С тарой проблемы были всегда - в свое время она здесь была из лыка, потом совхоз стал использовать импортные лотки. А недавно местный агроном Виктор Лахов придумал простые, но вполне надежные кузовки из пищевого картона, в каждый из которых помещается по килограмму ягод. Для розничной продажи такое ноу-хау - в самый раз.