ЗАГАДКА "ОСУДАРЕВОЙ ДОРОГИ"

Со школьной скамьи многие из нас помнят рассказ о так называемой "Осударевой дороге". В августе 1702 года, готовясь к штурму шведской крепости Нотебург (бывший русский Орешек, а впоследствии "Ключ-город" - Шлиссельбург), Петр Первый скрытно перебросил через двести верст по непроходимой тайге гвардейские полки с артиллерией и даже два морских фрегата, которые проволокли на санях. И всего за восемь дней!

Характерно, что в этом походе царь участвовал лично, да еще с многочисленной свитой. А трассу для них проложили местные крестьяне, двигавшиеся потом с войском.
Рассказывают, что путь этот, приблизительно совпадающий с будущим Беломорканалом, действовал еще лет 20, потом был забыт. Пытались уже в XIX веке восстановить его, но бросили - слишком велик оказался объем строительных работ. Что же за уникум такой - "Осударева дорога"?
- Это подвиг, которыми так богата петровская эпоха, военно-инженерный феномен и одновременно загадка, - говорит Михаил ДАНКОВ, руководитель карельской общественной организации "Осударева дорога". - В результате этого события по существу изменился вектор внешней политики России. Если раньше страна на протяжении столетий ориентировалась на восток, то теперь повернулась на запад. И "Осударева дорога" - один из реальных маршрутов России в Европу.
- Михаил, вы сами заговорили о загадке. Она, прежде всего, в сроках возведения дороги. Неужели можно меньше чем за месяц, не имея картографии района, без техники, осуществить такой масштабный проект?
- Наказ на строительство был дан Петром I и главой посольского приказа Федором Алексеевичем Головиным. Это реальный документ, мы его обнаружили в Москве, в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА). Он датирован 8 июня 1702 года. Им поручалось сержанту бомбардирской роты Преображенского полка Михаилу Щепотеву, Ипату Муханову, а также Автоному Головнину и Михаилу Волкову, поручику и адъютанту, провести "опись проведывания ближайшего пути". Задание фантастическое, потому что тогда еще не существовало единых картографических представлений, использовались даже разные верстовые понятия. Так Петр в одном письме из Архангельска пишет, что там 120 верст, князь Долгорукий сообщает - "сухим путем близко 200 верст". Мы же в результате исследований утвердились в том, что расстояние составляло 174 версты, в переводе на метрическую систему - около 264 километров.
Скорее всего, работу начали в двадцатых числах июня 1702 года, учитывая время, пока устроители волока добрались до места, пока собрался "работный люд" с необходимым инвентарем. А уже 14 июля Щепотев и Муханов сообщают Петру в Архангельск: "дорога вся в отделке". То есть на сооружение трассы потребовалось менее 20 суток. Этот факт действительно не имеет аналогов в истории. Расстояние от Белого моря до Онежского озера - совсем не простая территория. Здесь проходит водораздел. Вдоль побережья идет и так называемый Ветреный пояс, гора Голец высотой 234 метра.
Значительная часть маршрута государя с царевичем Алексеем, армией и свитой проходила по низинам. Болота требовали особого обустройства, укладки гатей сложной конструкции. Пилили и рубили деревья, выкорчевывали пни, на обочину откатывали валуны. Объем работ огромный. И наши консультации с инженерами-дорожниками лишний раз подтвердили, что за 20 дней проложить подобный маршрут невозможно даже сегодня.
- А какое количество работников потребовалось для стройки?
- Исторических данных нет. Можно только предполагать. В 1821 году император Александр I пожелал пройти дорогой Петра. Были даны специальные инструкции в города Повенец и Кемь. Исправники стали исследовать возможность реанимировать дорогу, "следы коей были уже утрачены". И получилось, что требуется около шести тысяч крестьян. Но даже в двадцатых годах ХIХ века в тех местах власти не смогли согнать к месту работ столько населения. Район ведь малообитаемый.
- Александр I повторил путь великого Петра?
- Нет. Он отказался от невыполнимой затеи.
- Так что, "Осударева дорога" строилась вообще без плана?
- Осуществляя археологическую, топографическую и биолого- ландшафтную разведку, мы поняли, что трасса строилась не из пункта "А" в пункт "Б", как считалось. Она возводилась методом метро, строители шли навстречу друг другу. И здесь очередная загадка. Как головные отряды не промахнулись при встрече?
А основаны наши утверждения на том, что обнаружены и изучены разные гати. Русское население, которое проживало в Поморье, Нюхче, использовало мостовую настилку, с поперечной укладкой. А в срединной части дороги, где обитали карелы, другая методика. Там настилали продольные бревна, на них накладывали катки.
- Хорошо, совершив подвиг, дорогу построили за двадцать дней. Сколько же времени преодолевал ее Петр с лейб-гвардией и свитой?
- Мы сейчас чуть ли не по часам реконструируем этот беспримерный рейд. Сам марш длился восемь суток. Данные подтверждаются эпистолярными источниками. Петр писал из начального пункта выхода на "Осудареву дорогу", Нюхчи, своему союзнику, польскому королю Августу II, 17 августа 1702 года. Написал царь и по завершении похода, уже из Повенца, - ему же. Это очень жесткая конструкция: выход 17 августа и прибытие 26-го, и она не позволяет сомневаться и выдвигать иные версии.
На "Осударевой дороге" Петр возглавлял войсковую группировку в составе пяти батальонов лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, это более четырех тысяч солдат. Столько же свиты, куда входила элита управления, дипломатический корпус, а также любимчики царя по "марсовым потехам". По существу, здесь были все "сливки" московского двора. Преодоление такой массой людей малоприспособленного пути за восемь ходовых суток кажется невозможным.
- Может, это фальсификация?
- Определенно нет. Это один из парадоксов российского менталитета: сделать во что бы то ни стало. Поставлена сверхзадача, и ее выполнили.
- Вы не сказали о фрегатах. Так тащил их с собой Петр или нет?
- Возможно, это покажется смелым заявлением, но мы уверены, что Петр по "Осударевой дороге" в августе 1702 года никаких фрегатов не тащил, как традиционно утверждается в отечественной истории. Мы нашли новые документы, оценили реальные объекты, обнаруженные во время натурных исследований. Ни гвардейцы Петра, ни "нанятые работные люди и тяглецы" не волокли малых фрегатов постройки Соломбальской судоверфи в Архангельске. Сначала были только предчувствия и догадки. Они основывались на работах Адриана Шхонебека, голландского художника, выписанного в Россию, и, как мы установили, участника легендарного рейда. Его гравюра, опубликованная в 1713 году в так называемой "Марсовой книге", называется "Взятие Нотебурга". На ней нет изображения крупных парусных судов, которые якобы атаковали Нотебург. Не было фрегатов.
- Зачем тогда дорога?
- Чтобы тайно переместить лучшую часть российской армии - лейб-гвардию Преображенского и Семеновского полков - к району боевых действий. Карл XII в этот момент, ничего не подозревая, атаковал Краков. И вдруг как снег на голову русские оказываются под цитаделью Нотебург и в октябре 1702 года забирают у шведов этот ключ к Балтике. Петр еще в Архангельске, всячески обеспечивая тайну операции, распускал слухи через иностранных агентов, будто собирается "в Норвегу". Взял с собой в рейд даже послов иностранных государств, чтобы избежать утечки информации. Он желал действовать наверняка. И у него получилось. Так что дорога от Белого моря к Балтике роль свою историческую выполнила.
- Почему она потом не использовалась?
- Очередная загадка. Парадокс. Это ведь была, как говорил Петр, "першпективная" дорога в Арктику, многовековая мечта континентального государства. Дорога к моржовому зубу, рыбе, пушнине. Но она строилась для стратегических целей. В 1703 году по этой трассе прошел полк Матвея Бордовика, и именно он протащил два судна-буера, что народная молва и присвоила Петру I.
- Сегодня можно точно сказать, что дорога проходила именно здесь?
- Три века внесли такие изменения в ландшафт, что объекты обнаружить практически невозможно. Боюсь, потомки никогда не узнают, где именно пролегала трасса. К тому же постарались и люди. Южный участок просто уничтожен при строительстве Беломорканала, потом здесь велись лесоразработки.
- А не окажется, что найденные вами объекты "Осударевой дороги" значительно моложе восемнадцатого столетия?
- В лаборатории "Геоинформатика" педагогического университета создана уникальная дендрохронологическая шкала, с помощью которой можно с точностью до года определять возраст "ископаемой древесины". Ученые датировали найденные остатки именно 1702 годом. Выводы подтвердили и биологи Карельского научного центра.
Проект карельской общественной организации "Осударева дорога" стремится освободить историю от мифов, найти объяснение загадочным обстоятельствам похода Петра I, в результате которого Россия, по словам Пушкина, "... ногою твердой" стала при море.