"ВОЛЬГОТНО ТЕРРОРИСТАМ В США"

Накануне обнародования долгожданного доклада комиссии по расследованию причин трагедии 11 сентября 2001 года - над ним работали почти два года - телевидение показало кадры, снятые в тот день камерой видеонаблюдения в столичном аэропорту "Даллес". Они убедительнее всяких слов показывают, насколько вольготно чувствовали себя террористы в Америке. Те пятеро, которые захватили рейс 77, только благодаря героизму паcсажиров не превратившийся в еще одну летающую бомбу, а врезавшийся в землю, спокойно прошли через контроль на посадку, хотя детекторы при досмотре сигналили об опасности.

Доклад же, занявший 500 страниц, констатирует, что "борьба с терроризмом не была безусловным приоритетом ни при президенте Клинтоне, ни до 11 сентября 2001 года при президенте Буше". Очевидно, что "лидеры понимали масштаб угрозы". При всем том доклад впрямую не критикует ни того, ни другого президента. Но для Буша в нем заложена бомба замедленного действия, которая может наделать ему бед в день выборов: комиссия считает, что никакой связи между "Аль-Каидой" и режимом Саддама Хусейна не существовало, как и оружия массового поражения. То есть из рук Буша выбито и это оправдание для начала интервенции против Ирака.
Если говорить о сути доклада, то главный вывод его, хотя так прямо он не формулируется, однозначен: нужна более эффективная шпионская сеть за рубежом и контрразведывательная - внутри страны. Нынешнее состояние спецслужб комиссия считает неудовлетворительным, обрекающим страну на новые несчастья.
По мнению членов комиссии, имелось десять упущенных возможностей выявить всех 19 алькаидовцев, участвовавших в захвате самолетов, до того как они это сделали. Что говорит о полной несогласованности действий служб безопасности.
Что же предложено для исправления положения? "Вашингтон таймс" отвечает словами неназванного "заинтересованного официального лица": создать еще один слой бюрократии, что отнюдь не является выходом. Рекомендуется, во-первых, учредить пост на правах министра, видимо, в составе совета по национальной безопасности при президенте, для жесткого контроля над всеми полутора десятками спецслужб. Во-вторых, создать "национальный контртеррористический центр" для лучшего взаимодействия между ними. И в-третьих, усилить контроль со стороны конгресса, для чего либо создать единую комиссию обеих палат по разведке, либо сделать их нынешние комиссии постоянными.
Рекомендации этой "надпартийной" комиссии не являются обязательными, и президент Буш просто пообещал изучить их. А вот у тех, кто потерял близких в тот "черный вторник", доклад вызвал раздражение. Они разгневаны тем, что в нем не названы конкретные виновники того, что страна оказалась совершенно не готова к удару в спину.