В ВАГОНАХ ЕХАЛА СМЕРТЬ

...Железнодорожный состав следовал из Тюмени в Екатеринбург. В пяти вагонах находился опаснейший, так называемый разрядный груз - взрывчатка. Пожар во втором, тяговом электровозе начался около семи часов вечера. Машинисты произвели экстренное торможение. Состав остановился в чистом поле, в десяти километрах от райцентра, города Пышма.

- Вообще-то добраться туда только по "железке" и можно, автодорог там никаких нет. Но пожарный поезд застрял в Камышлове - сказали, что сломался. Потому дежурный по станции и сообщил о ЧП нам, - рассказывает начальник пышминского управления по делам ГО и ЧС Евгений Лотов. - Выехали две автоцистерны с "Уралом", восемь пожарных... Добрались нормально - мы же на вездеходе все-таки отправились. Вооруженный караул уже дожидался рядом с дымящимся локомотивом.
- Да никаких сложностей при тушении не возникло, - скромничает собеседник. - Пламя-то было лишь внутри электровоза. Вся площадь загорания - пять квадратных метров. За 15 минут локализовали, еще через 15 - уехали. Абсолютно ничего особенного - рядовой, "легкий" пожар.
В официальной сводке это "легкое" происшествие именуется как "загорание тяговых обмоток электродвигателя локомотива". Его причина - "короткое замыкание электропроводки". По предварительной информации, возникло оно из-за халатного отношения железнодорожных специалистов к своим обязанностям: схалтурили при ремонте. Из-за такой, в принципе, ерунды могло бы случиться страшное несчастье... Уцелела бы Пышма после взрыва - вопрос.
На что способны вагоны с разрядным грузом, в Свердловской области представляют очень хорошо. Мощнейший в истории России техногенный взрыв произошел как раз в областном центре 4 октября 1988 года. Тогда на станции Свердловск-Сортировочная в четыре утра взлетели на воздух два вагона с тротилом и гексогеном. После взрыва ударная волна ушла на десять километров, в эпицентре образовалась воронка глубиной восемь и диаметром 40 метров. По официальным данным, погибли шесть человек - только служащие станции. В случае "дневного" варианта катастрофы количество погибших составило бы не менее трех тысяч человек. Ущерб, фигурирующий в уголовном деле, - 236 млн. рублей. Взрывчатка взорвалась после столкновения двух составов - из-за халатности путейцев: не поставили "башмак" на пути. Уголовного наказания за взрыв никто не понес...
Сейчас уже не узнать имя спасителя, избавившего тогда Свердловск от гораздо худшей участи - масштабного пожара. Рядом со станцией располагались три гигантских (по две тысячи тонн) резервуара с соляркой, всего за две недели до взрыва по распоряжению этого предусмотрительного человека их обнесли земляным валом, который сдержал солярку и спас город.
Имена тех, кто ликвидировал пышминское загорание, история пока не поглотила. Пожарные расчеты действовали под руководством Евгения Лотова, майора внутренней службы. За что получили только лишь "спасибо" от главы районной администрации. Поскольку "ущерб незначительный"...