От Чаплина до «Парада»

Жюри посчитало лучшей картиной ленту «В темноте» Сергея Лозницы, зрители же проголосовали за Гран-при английской картине «Сломленные»

На Третьем Одесском международном кинофестивале жюри назвало лучшим фильмом «В тумане» Сергея Лозницы, а зрители проголосовали за Гран-при английской картине «Сломленные».

МКФ в Одессе, который начинался как фестиваль комедий, вдруг стал смотром очень серьезного кино. Хотя одна великолепная комедия в конкурсе все-таки была.

В жаркие июльские дни люди спешили не на море, а в кино, часами стояли на солнце, чтобы взять автографы у звезд — Клаудии Кардинале, Киллиана Мерфи, Джеральдины Чаплин, Дэрил Ханны, Светланы Немоляевой, Данилы Козловского.

Показ классической ленты Чаплина «Огни большого города» прошел прямо под открытым небом, на знаменитой Потемкинской лестнице. Джеральдина рассказала, что ее отец был знаком с Сергеем Эйзенштейном, любил играть с ним в теннис, и она счастлива приехать в тот самый город, который видела только в «Броненосце «Потемкин».

Завершал фестиваль еще один великий фильм — оцифрованная «Земля» Александра Довженко.

В промежутке между двумя шедеврами поместилось много экспериментального и скандального кино.

Таким оказался «Парад» Серджана Драгоевича из Сербии. Двести вероятных спонсоров отказались поддерживать эту картину — испугались острой темы. Но деньги на фильм все-таки нашлись, и оказалось, что «Парад» — единственная картина, в создании которой принимали участие все страны, некогда бывшие единой Югославией. Фильм совсем не исчерпывается темой секс-меньшинств. Драгоевич сделал зрительское кино о том, как важно, не стыдясь себя, учиться уважать других.

На пресс-конференции одна ретивая украинская журналистка кричала, что «Парад» надо немедленно запретить, а его создателей отправить на нары, но зрители на одесской премьере весело смеялись, переживали, хлопали. Заметим, что фильм уже стал самым кассовым у себя на родине. Там его на спецпоказах посмотрели директора школ и согласились: детям стоит это смотреть.

По итогам зрительского голосования «Парад» лишь немного уступил английской драме «Сломленные». 11-летняя девчонка, больная диабетом, чувствует себя никому не нужной. Едва возникшую дружбу с пареньком Риком прерывает судебный произвол: Рика огульно обвиняют в изнасиловании... Фильм Руфуса Норриса, с успехом показанный в мае на Каннском фестивале, тоже в каком-то смысле посвящен меньшинствам — тем, кто не такой, как мы, но не менее нас имеет право на счастье.