Сестра в созвездии Лебедя: НАСА открыло «вторую Землю»

Для земных космических технологий Kepler-452b пока недостижим: путешествие к нему займет около 550 млн лет. Фото с сайта NASA

Планета, получившая название Kepler-452, расположена в «зоне жизни» звезды, аналогичной нашему Солнцу, и велика вероятность, что на ее поверхности есть жидкая вода

Астрономы НАСА сделали открытие, которое уже стало сенсацией в мировых СМИ: обнаружена экзопланета, которая может оказаться «двойником» Земли. Открытие сделано при помощи орбитального телескопа «Кеплер», принадлежащего американскому аэрокосмическому агентству. Находится же уникальная планета в созвездии Лебедя, на расстоянии в 1400 световых лет от нашей Солнечной системы.

Знакомьтесь: старшая кузина Земли

Планета, получившая название Kepler-452b, вращается вокруг звезды, относящейся к классу G2, как и наше Солнце. Однако она ярче Солнца на 20%. Расстояние до звезды и интенсивность ее излучения делают возможным нахождение на поверхности экзопланеты воды в жидком состоянии. Продолжительность года на Kepler-452b составляет 385 суток – всего на 20 дней больше земного года.

Сама планета представляет собой скалистое тело, диаметр которого на 60% больше, чем у Земли. Астрономы подсчитали, что ее масса больше земной в пять раз, а сила тяжести на ее поверхности – в два. Пока эксперты предполагают, что Kepler-452 имеет меньший процент поверхности, покрытой водой, и соответственно, большую площадь суши.

Kepler-452b получает от своей звезды на 10% больше тепла, чем наша планета от Солнца. Землю такое количество излучения поставило бы на грань парникового эффекта даже без учета воздействия человека.

Также астрофизики определили, что звезда, вокруг которой вращается Kepler-452b, примерно на полтора миллиарда лет старше Солнца. Возраст же самой планеты составляет около 6 миллиардов лет. Если эти расчеты верны, то изучение «старшей кузины» Земли может позволить сделать определенные выводы относительно эволюции нашей собственной планеты и ее отдаленного будущего.

Космические мечты сбываются

Обычно сдержанные на комментарии сотрудники НАСА на этот раз позволили себе делиться эмоциями с прессой. «Дух захватывает, если подумать, что эта планета провела 6 миллиардов лет в обитаемой зоне своей звезды – дольше, чем Земля у Солнца. Это неплохая возможность для зарождения жизни», – говорится в тексте доклада космического ведомства, посвященного открытию экзопланеты.

Такой настрой специалистов заразил и часть блогеров, некоторые из которых тут же заявили о готовности отправиться на многообещающую планету. Правда, при современных технологиях путешествие к Kepler-452b займет около 550 миллионов лет, что не преминули отметить скептики.

Тем не менее, заявили американские астрономы, открытие «второй Земли» действительно стало тем событием, о котором люди мечтали десятки лет.

Обозреватели отмечают, что первая экзопланета у звезды, похожей на наше Солнце, была открыта 21 год назад. Прорыв в поиске планет других звездных систем позволили сделать орбитальные телескопы, способные с высокой точностью регистрировать излучение далеких звезд. Если излучение на какой-то момент ослабевало или искажалось, это означало, что между звездой и объективом телескопа прошло какое-то тело. Если изменения излучения происходят периодически – значит, телескоп наблюдает «транзит», прохождение планеты.

К сожалению, такой метод позволяет обнаруживать лишь небольшой процент планет: объекты, плоскость вращения которых лежит вне линии наблюдения звезды, современные телескопы попросту не в силах «увидеть». Тем не менее, к настоящему времени подтверждено существование 1030 экзопланет, а в очереди на проверку находятся еще 4696 систем, где существование планет пока не доказано.

Огромный вклад в поиск экзопланет внес запущенный в 2009 году орбитальный телескоп «Кеплер», отслеживающий свечение примерно 150 тысяч звезд в созвездии Лебедя.

Кузины и двоюродные братья Земли

Планеты, подобные нашей, открывались и раньше: так, в 2014 году стало известно об обнаружении планеты, получившей название Кеплер-186F. Она вместе с четырьмя другими собратьями обращается в системе красного карлика. Эта планета земного типа имеет радиус всего на 10% больше, чем у Земли. Ее орбита лежит внутри «зоны жизни», и следовательно, на поверхности может существовать вода в жидком состоянии – абсолютно необходимое, по мнению современной науки, условие для возникновения и развития жизни.

Два «кузена» Земли: Кеплер-186F и Кеплер-452b. Инфографика с сайта NASA

Описание предполагаемых условий на поверхности Кеплера-186F, так же, как и сейчас, породило всплеск околонаучных фантазий. Некоторые энтузиасты представляли, что на поверхности Кеплера-186F имеется океан, а жизнь на ее поверхности защищают от смертоносного космического излучения облака из водяного пара. Другие предположили, что небольшая сила тяжести планеты позволила развиться на ее поверхности древовидной растительности.

Комментируя открытие, специалисты отмечали, что Кеплер-186F можно рассматривать лишь «как двоюродного брата Земли, но не как брата-близнеца». Расстояние до Кеплера-186F в 3,5 раза меньше, чем до Kepler-452b: всего 492 световых года.

До открытия Кеплера-186F наиболее похожей на Землю считалась экзопланета Кеплер-62f. Однако в том случае сходство с Землей было еще менее очевидным. Тем не менее, профессор Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Дэвид Шарбонно прокомментировал ее открытие словами: «Теперь мы можем показать на звездное небо и сказать, что там действительно есть планеты, очень похожие на Землю».

Комментарии для сайта Cackle

Японцы выбрали самых красивых россиянок. Первое место заняла Мария Шарапова. Вы согласны с этим выбором?