05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ПРИЧИНА СМЕРТИ - ПРИЗНАТЬ УМЕРШИМ"

Быстрова Татьяна
Статья «"ПРИЧИНА СМЕРТИ - ПРИЗНАТЬ УМЕРШИМ"»
из номера 157 за 24 Августа 2000г.
Опубликовано 01:01 24 Августа 2000г.
В мае 1968 года командир дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Виктор Дыгало (сын которого Игорь в течение последней трагической недели от имени главного штаба ВМФ "информировал" телезрителей о катастрофе АПЛ "Курск") лично заполнил 98 похоронок на подводников с затонувшей подлодки К-129.

Одна из вдов военных моряков Ирина Журавина до сих пор хранит эту скорбную бумагу, не понимая: отчего в свидетельстве о смерти написано "признан умершим", если ее муж погиб на боевом посту? Может, Виктору Ананьевичу тоже пришлось выполнять чьи-то строгие формальные указания?
Лукавство, а то и просто ложь, в которой то и дело уличают военачальников с очень большими звездами на погонах, давно стала некоторым элементом "тактических игр" в нашей славной армии и на флоте. Прогресс разве что в том, что в прежние времена в военном ведомстве делали упор на откровенное умолчание фактов (ЧП, "дедовщина", кража оружия, взятки, незаконное строительство роскошных особняков), а теперь недомолвки, "туман" нередко тиражируются под определенным "соусом", с извинительными оговорками. А эффект один: недоумение, растерянность и обида у людей.
Однако вернемся к "затемненным" событиям тридцатидвухлетней давности. 8 марта 1968 года советская ракетная подлодка К-129 не вышла на связь. О причине радиомолчания ее запросили через два дня. В ответ - ничего. Начали искать. Шли по маршруту исчезнувшей субмарины. Никаких признаков катастрофы... Только в начале мая, когда лодка из нейтральных вод якобы должна была прийти в район базирования, но не вернулась, стало окончательно ясно: К-129 погибла.
Как и сейчас в ситуации с АПЛ "Курск", так и тогда рассматривались несколько версий насчет причин ЧП: провал на запредельную глубину из-за неисправности заглушки на устройстве для работы двигателя под водой, взрыв "гремучей смеси" при превышении допустимой концентрации водорода, таранный удар надводного корабля, столкновение с другой подлодкой. Остановились опять же на последнем предположении. И были основания. Наша разведка донесла: как раз в ту пору в японский порт зашла на ремонт с сильно поврежденной рубкой атомная подлодка ВМС США "Суфдфиш". Согласно разведданным она несла в районе катастрофы боевое патрулирование. А позднее тут же была замечена другая американская субмарина "Хэлибат". Видимо, именно по ее наводке американцы узнали точные координаты затонувшей на большую глубину К-129.
Операция "Дженнифер" по подъему советского ракетоносца (на ее подготовку, проведение американцы истратили более 400 миллионов долларов) началась летом 1974 года. Что из затонувшей К-129 удалось поднять - неизвестно. Но тела нескольких матросов и офицера были извлечены из прочного корпуса.
В это трудно поверить, но один из офицеров, служивших в ту пору на Тихоокеанском флоте, рассказывает: американцы уведомили советскую сторону о найденных погибших и получили в ответ: мы никого и ничего не теряли. После чего тела наших военных моряков, соответствующе экипированные, накрыли советским военно-морским флагом, построили американский экипаж и под звуки гимна Советского Союза спустили в воду...
К нашей горечи и стыду нас и до сих пор потчуют полуправдой-полуложью, вынуждают теряться в догадках, выстраивать версии, искать очевидцев, которые только инкогнито и только полушепотом пытаются приоткрыть завесу над "секретностью". Неужели не ясно: мы уже давно готовы принять, понять и оценить любую самую жестокую и горькую реальность. Способны простить ошибки, просчеты, допущенные действительно в сложных ситуациях, - если они прямо и мужественно признаются. И даже, представьте, делать соответствующие выводы...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников