НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ И МЕД ГОРЕК

Российские моряки - члены команды большого морозильного траулера "Бизон", обратившиеся к канадским властям с просьбой о предоставлении им статуса беженца, утверждают, что в их действиях "нет никакой политической подоплеки". Они пошли на этот шаг по гораздо более прозаическим причинам - из-за "невыносимых", по их словам, условий работы на траулере, построенном 33 года назад, крайне скудного рациона питания и из-за того, что они несколько месяцев не получали и "совершенно не уверены в том, что когда-нибудь получат, заработанные деньги".

Об этом рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС российский консул в Оттаве Юрий Кутейников, которому канадские иммиграционные власти предоставили возможность поговорить с моряками.
Траулер, приписанный к Мурманску и принадлежащий санкт-петербургскому ООО "Сармат норт", вел промысел рыбы у берегов канадского острова Ньюфаундленд. Обстановка на судне, по словам капитана Анатолия Москаленко, постепенно накалялась, моряки уже долгое время не получали причитающейся им зарплаты. Самые решительные члены команды даже призывали товарищей объявить бессрочную голодовку.
Ситуация еще более обострилась, когда канадский патрульный полицейский катер обнаружил вокруг судна масляные пятна. Канадские власти потребовали, чтобы капитан привел судно в порт Галифакс для технического осмотра на предмет установления, отвечает ли траулер международным и канадским нормам экологической безопасности. "Параллельно выяснилось, - отметил представитель министерства транспорта Канады, - что на судне далеко не все благополучно с обеспечением спасательными средствами членов команды". По его словам, траулер "будет освобожден из-под ареста только после того, как у канадских властей не будет замечаний по этим позициям".
Видимо, некоторые члены команды посчитали, что если траулер окажется под арестом в течение длительного времени, то получение ими зарплаты станет еще более проблематичным.
16 августа восемь моряков выпрыгнули за борт траулера и были подобраны патрульными катерами канадской службы береговой охраны. В Галифаксе они обратились к представителям канадских иммиграционных властей с просьбой о предоставлении им статуса беженца. На следующий день еще 31 член команды покинул борт траулера.
"Большинство моряков заявили, что вернутся на судно, как только получат гарантии, что им будет выплачена зарплата, которой они не получали с марта, и будут приняты меры для того, чтобы судно отвечало международным стандартам безопасности", - сообщил представитель министерства по вопросам гражданства и иммиграции Канады Рон Хайслер. Но позднее эта вторая группа членов команды "Бизона" последовала примеру первой восьмерки, заявив, что также будет претендовать на получение статуса беженцев в Канаде.
Как сообщил российский консул в Оттаве, капитан траулера Анатолий Москаленко заверил его по телефону, что на борту судна, стоящего сейчас в порту Галифакса, "обстановка спокойная, а 30 оставшихся членов команды готовы справиться со всем объемом работ". Для разбирательства инцидента 24 августа в Галифакс приедет специальная комиссия во главе с президентом ООО "Сармат норт" Александром Михайловым.
По канадским законам лица, обратившиеся к местным иммиграционным властям с просьбой о предоставлении статуса беженца, имеют право оставаться в стране в течение всего времени, пока их дело находится на рассмотрении. Практика свидетельствует, что для решения такого рода вопросов требуется около года. Но, как подчеркнул представитель министерства по вопросам гражданства и иммиграции Канады, "мы не приступим к рассмотрению этих обращений до тех пор, пока не закончит работу специальная комиссия по расследованию всех обстоятельств, связанных с инцидентом".
Представитель Международной федерации транспортных рабочих Джон Парсонс, который занимается проблемами, связанными с беженцами с "Бизона", отмечает, что случай с траулером, "к сожалению, далеко не единичный". По его словам, с мая этого года у берегов Ньюфаундленда стоит на "финансовой мели" небольшой траулер, промышлявший креветку. "20 российских и украинских членов его команды не получали зарплаты в течение почти двух лет", - свидетельствует Джон Парсонс. Международная федерация транспортных рабочих уже помогла 9 членам команды этого траулера вернуться на родину. "Скорее всего, нам придется в контакте с канадскими властями предпринимать аналогичные действия и в отношении большинства моряков, покинувших борт "Бизона", - считает он.