11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УРОКИ "КЛУТОГО УОКЕЛА"

Алимамедова Лариса
Статья «УРОКИ "КЛУТОГО УОКЕЛА"»
из номера 157 за 24 Августа 2000г.
Опубликовано 01:01 24 Августа 2000г.
"Я мать двоих детей и должна признаться, что тихо шалею, глядя на то, как на глазах у младшего сына старший (школьник) с восторгом "расстреливает" хоть и виртуальное, но живое существо. Малыш кричит: "Не надо!", а брат только смеется: "Вот дурачок - это же игра!" Пока еще, слава Богу, он не привык к жестоким зрелищам. Когда по телику начинаются стрельба и драки, малыш закрывает уши или отворачивается, но ведь со временем жестокие сцены могут стать для него привычными, как уже стали, несмотря на все мое противодействие, для старшего, и этого я очень боюсь. Что делать? Запрещать? Но, во-первых, мы с мужем целый день на работе, а во-вторых, насколько я знаю, запреты малорезультативны - ведь запретный плод сладок... Хотелось бы услышать компетентное мнение на этот счет и получить дельный совет "профи". (И.Митина, Омск).

Полагая, что услышать мнение "профи" будет полезно не только автору письма, мы пригласили для разговора знатока детских проблем, ведущего научного сотрудника Института психологии Российской академии наук Веру АБРАМЕНКОВУ.
- Вера Васильевна, для начала обозначьте, пожалуйста, "диагноз" - что можно сказать об этой "детской болезни"?
- Оснований для беспокойства более чем достаточно, хотя сам по себе игровой компьютер, как и телевизор, не может быть ни плохим, ни хорошим - это лишь инструмент, который может быть и весьма полезным, и крайне вредным. Все дело в "начинке", которой их наполняют взрослые дяди и тети, а она такова, что духовный вред явно перевешивает пользу, ибо она насаждает в детской душе зависть, блуд, алчность, агрессию, культ силы.
- Но ведь это всего лишь игра - не больше...
- Назначение игры, как и игрушки, - не только забавлять, но и воспитывать, учить, давать возможность ребенку самому проявлять активность. Электронные же игрушки и игры ставят своего "хозяина" в подчиненное положение, обрекая его на роль пассивного объекта манипуляций электронного брелка. Даже самое совершенное электронное чудо не может научить вашего ребенка тому, чему учит простой набор кубиков, из которых можно сложить дом, или живая "игрушка" - щенок, котенок, хомячок, о которых надо заботиться, кормить, любить, не говоря уже о коллективных играх со сверстниками, воспитывающих взаимовыручку и чувство товарищества. Чтобы стать "крутым", тысячи детей часами, а иногда и сутками (ночью возможна игра через Интернет) с остервенением нажимают на клавиши и щелкают "мышкой" с единственным желанием: настигнуть, поразить, убить, уничтожить...
С 1994 года в Москве проводятся "чемпионаты по так называемым "Дум-играм", к участию в которых допускаются все желающие независимо от возраста. Им предстоит сначала справиться со всеми чудовищами-мутантами, а затем - с соперниками-сверстниками. В финале встречаются четверо "самих крутых" игроков в борьбе за главный приз, девиз которого - "Убей всех и получи награду!" Нужны ли комментарии?!
- Сторонники подобных игр уверяют, что насилие в них отсутствует - ведь "убитые" виртуальны. К тому же, дескать, не нравится - не играй...
- ...И забывают при этом, что дети, особенно малыши, да и те, что постарше, в силу психологического возрастного свойства - желания испытать себя, или из простого любопытства, как правило, не способны противостоять искушению. Следовательно, у них один выбор - или убивать, или быть жертвой. В результате ребенок (уже не в игре, а в жизни!) становится невосприимчивым к чужим страданиям и даже к смерти.
- Очевидно, у ребенка постепенно формируется психологическая зависимость от экрана, не так ли?
- Да, и зависимость эта сродни наркотической. Она резко сужает сферу столь важной для семьи совместной деятельности ребенка и взрослого и вытесняет из его жизни крайне необходимую для его психологического развития и личностного становления традиционную игру со сверстниками. Но и это не все: электронные игры и телестрашилки воспитывают небрежение и даже презрение к национальным традициям, поскольку практически вся "эстетика" Экрана построена на американских образцах, персонажах и даже ландшафтах и целенаправленно ориентирует на агрессивность.
- То же можно, наверное, сказать и о телевизионных детских передачах, к примеру, о мультиках-"ужастиках". Разве они не оказывают на детскую психику такое же воздействие, как и "взрослые" телебоевики?
- Любимые детьми мультики равняются сегодня на триллеры. Мирные и добрые мультфильмы, трогательные экранные сказки кажутся нашим детям безнадежно устаревшими, пресными...
- А вот Папа Римский, о чем я с удивлением узнала, посоветовал всем детям смотреть... советские мультики, и они имеют сегодня во многих странах большой успех у детворы. Верно?
- Увы, только не у наших. Нашим деткам подавай "погорячее" - вампиров, монстров, киллеров, чтобы кровь хлестала фонтаном и мордобой был, "как настоящий". Я уже упоминала о детской восприимчивости. Так надо ли удивляться статистике, поражающей похлеще экранных страшилок: только за четыре месяца этого года юные правонарушители совершили более тысячи преступлений. И еще более страшный факт: год от года убийцы в столице становятся все моложе. Сейчас самые юные "киллеры" - уже одиннадцати-двенадцатилетки, причем многие из них - из семей, которые принято считать благополучными.
- Я слышала, что во многих европейских странах прибегли к специальным "ограничителям" для детей. А что у нас?
- Да, в большинстве стран Европы введены законы, ограничивающие доступ детей к телепрограммам, содержащим пропаганду насилия, секса, алкоголя. В Германии задумались даже над тем, что грешно прививать детям страсть к потребительству, и издали закон, запрещающий рекламу, способную воздействовать на детскую психику. У нас же до сих пор никаких ограничителей нет, хотя сегодня практически в каждом современном теле- или видеофильме присутствуют сцены насилия, убийств, секса и мистики, а реклама бесстыдно, без учета специфики детского восприятия пропагандирует "красивую жизнь". Неужели не ясно, что дети склонны подражать увиденному на экране, отождествлять себя с агрессорами или жертвами, перенося эти роли из виртуальной в реальную жизнь?!
- Как противостоять этому повальному детскому увлечению? Есть ли противоядие против этого зла?
- Я уже говорила, что сам по себе Экран нейтрален - все зависит от того, что мы от него берем. Если родители, бабушки и дедушки, несмотря на свои опасения, все-таки не хотят лишать свое чадо электронной игрушки и телевизионных "радостей", то по крайней мере должны быть готовы и к последствиям: невынесенный мусор, некупленный хлеб и несделанные уроки - это самые малые огорчения, которые вас ждут. Поэтому возьмите общение ребенка с Экраном под свой контроль. Вот несколько советов.
Постарайтесь влиять на выбор ребенка, используя и внушение, и юмор. Играйте и смотрите телевизор по возможности вместе с ним, комментируя увиденное и формируя его вкусы.
Ограничьте время игры: для 6-7-летнего ребенка - десятью минутами, для 8-11-леток - пятнадцатью-двадцатью минутами, для подростков - тридцатью минутами, после чего надо отвлечься и сменить занятие. Объясните сыну или дочери, что главное в игре на компьютере - быстрота и точность, а отнюдь не продолжительность.
Установите "закон": не играть перед сном, сразу после еды и при несделанных уроках.
Контролируйте содержание, исключая сюжеты с насилием, жестокостью, сексом, сатанинской тематикой.
И наконец, универсальный совет: побольше играйте со своими детьми в простые и добрые игры вашего детства. Помните: Экран для современного ребенка - не столько информатор и источник постижения картины мира, сколько конструктор, агрессивно программирующий "новую мораль" и чуждую нам "систему ценностей", и потому всеми силами противодействуйте его дурному влиянию.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников