11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БРИЛЛИАНТЫ ДЛЯ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

Анварбек Фарид
Опубликовано 01:01 24 Августа 2000г.
Старший сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны (в прошлом принцесса Саксен-Альтенбургская), внук российского императора Николая I, великий князь Николай Константинович родился в 1850 г. С годами он превратился в стройного юношу с прекрасными, как и полагается, манерами. Преуспевал в учебе, был хорошим музыкантом. Семья проживала в Мраморном дворце в Петербурге, летом - в Павловске. Казалось, безоблачное благополучие будет вечным спутником князя. Однако в дальнейшем жизнь круто обошлась с ним.

Великий князь был необычно противоречивой личностью: изысканный аристократизм у него удивительно сочетался с плебейскими выходками. В 1872 году молодой князь окончил Академию генштаба и поступил на военную службу. Отец князя, председатель Императорского русского географического общества, приобщает сына к интересному делу - к изучению водных артерий Средней Азии, имеющих большое политическое и экономическое значение для России. Через год князь принимает участие в хивинском походе генерала фон Кауфмана, командуя Казалинской колонной. Кроме службы и научных исследований, молодой князь не забывает и о великосветских балах, шумных кутежах, светских красавицах. Тогда же перед его глазами вспыхнула яркой звездой необычно эффектная женщина, круто изменившая дальнейшую жизнь князя. Молодая американка Фанни Лир на одном из маскарадов знакомится с гвардейским офицером - великим князем Николаем Константиновичем. Пораженный ее необычной красотой и острым умом, князь, не раздумывая, бросается навстречу своей судьбе... Интимная жизнь с небольшими перерывами продолжалась около двух лет. Вместе они исколесили пол-Европы, по ходу приобретая (по инициативе князя) произведения искусства: картины, скульптуры, антиквариат. Будучи в Италии, счастливый князь замышляет запечатлеть свою любимую в мраморе. Он обращается к известному итальянскому ваятелю Томазо Соляри (1820-1897) и предлагает ему для претворения своего замысла использовать известную скульптуру Антонио Канова (1757-1822). Для получения портретного сходства Соляри просит Фанни Лир принять заданную позу и покрывает ее лицо, все тело слоем гипса... Через какое-то время завершается работа над скульптурой "Венера с яблоком", и прекрасная американка в полуобнаженном великолепии застыла на века: на античном ложе в свободной позе возлежит женщина-мечта. Стройная, высокого роста, с удивительно правильными пропорциями тела, тонкими чертами лица, красиво уложенными волосами. В изящной руке застыло яблоко. Даже при небольшой фантазии можно представить, насколько была эффектна Фанни Лир в роскошном туалете. Кроме этой скульптуры, Соляри создал и портретный бюст Фанни. Обе работы князь увез в Петербург, где они украсили Павловский дворец. Шел 1873 год...
Спустя много десятилетий, в 1961 г. известный итальянский искусствовед Паола делла Пергале, директор музея-виллы Паолины Боргезе, посетила музей искусств в Ташкенте. Войдя в один из залов, она была изумлена, встретив в этом далеком для нее городе скульптурную композицию, которую привыкла ежедневно видеть у себя в музее, в Италии - композицию Антонио Канова "Паолина Боргезе" (1805-1807). Музейный же экспонат в Ташкенте, как две капли воды похожий на творение Канова, именовался иначе - Томазо Соляри, "Венера с яблоком". Но опытный глаз Пергале быстро уловил разницу. Перед ней лишь имитация творения великого мастера начала ХIХ века. Соляри, сохранив основные элементы композиции, в остальном воспроизвел фигуру и черты определенной, реальной женщины. В итальянской газете "Ильпаэзе" появляется статья Пергале под интригующим названием "Любовница одного из Романовых, воспроизведенная как Паолина Боргезе". А намного раньше, в 1883 г., в Брюсселе на французском языке были опубликованы мемуары Фанни Лир "Роман американки в России", где она вспоминает о замысле князя использовать скульптуру Канова при работе над "Венерой с яблоком". Кроме того, она признается, что скрывает свое настоящее имя, а Фанни Лир - всего лишь псевдоним...
Между тем любовный великосветский роман подходил к концу. После одной из крупных размолвок князь пытается вернуть расположение возлюбленной к себе. С этой целью он решается на рискованный шаг. В 1874 г. в Мраморном дворце, в часовне великой княгини Александры Иосифовны, матери князя, куда имел доступ крайне ограниченный круг людей, из иконы были извлечены и похищены три крупных бриллианта, дарованные в свое время императором Николаем I своей невесте. Об этом сразу стало известно императору Александру II и главе департамента полиции графу Петру Шувалову. Были задействованы все сыскные службы. Вскоре был арестован личный адъютант князя, его неразлучный спутник по кутежам и любовным похождениям капитан Ворпоховский. После недолгих уверток он "раскололся": да, князь поручил ему доставить похищенные бриллианты в Париж и передать Фанни Лир. Граф Шувалов (можно представить, насколько трудным был разговор) сообщает о случившемся отцу молодого повесы Константину Николаевичу. Во избежание крупного скандала Шувалов предлагает компромиссный вариант: есть человек, который за большое вознаграждение готов взять всю вину на себя. Константин Николаевич возмущен, отметает все обвинения в адрес сына. Тогда создается комиссия, которая после разбирательства выносит вердикт: признать князя душевнобольным, лишить его всех чинов и званий, подвергнуть длительному домашнему аресту в Павловске. Оскорбленный и униженный молодой князь метал громы и молнии. Его далеко не лестные высказывания в адрес императорского дома и высшего общества вызвали более чем жесткую реакцию - великого князя сослали на окраину Российской империи, в Оренбург.
Однако он недолго предавался печали. Неоднократно на свои средства, он совершает изнурительные и опасные экспедиции в безводные, кишащие ядовитыми тварями пустыни Средней Азии - Каракумы и Кызылкумы. Результаты экспедиций князь позже изложил в двух публикациях: "Аму и Узбой" и "Водный путь в Среднюю Азию, указанный Петром Великим". В личной жизни князя тоже произошли изменения. В Оренбурге ему приглянулась дочь городского полицмейстера Надежда Александровна, изящная, на редкость красивая брюнетка с большими черными глазами. Родом она была из оренбургского казачества. Великий князь, несмотря на известный запрет членам императорской семьи вступать в законный брак с лицами не царственного происхождения, женился на ней.
В 1881 году скончался император Александр II. Предстояла очередная коронация. Князь, проживая то в Оренбурге, то в Самаре, как-то в кругу местной знати раздраженно выпалил: "Я надену Андреевский орден, выйду к народу, и народ восстанет и защитит меня". Царский двор расценил эти слова бунтарскими и принял решение отправить великого князя в Туркестанский край. Перед этим ему с Надеждой Александровной разрешили посетить родителей в Павловске. После более чем сдержанного приема в императорском дворе князь понял, что Петербург для него потерян навсегда. И вместе с супругой по почтовому тракту Орск - Ташкент покатил к месту своей новой ссылки. Он приглашает известного архитектора А.Бенуа и инженера В.С.Гейцельмана для возведения личной резиденции. В 1883 году недалеко от Белого дома - места пребывания генерал-губернатора - взметнулся княжеский дворец, напоминающий средневековый замок, а с высоты птичьего полета - двуглавого орла. И сегодня дворец отличается от зданий старого Ташкента нарядностью, оригинальным обликом, теплыми тонами кирпичной кладки, широкими зеркальными окнами. Дворец стоит в центре зеленого паркового "ожерелья" с мраморными статуями и фонтанами.
Залы дворца украшали произведения искусства, приобретенные князем во время его поездок по Европе, а затем привезенные из Петербурга. В коллекции было порядка 35 картин, в том числе знаменитая "Купальщица" Беллони и скульптура "Венера с яблоком". Здесь же была обширная богатая библиотека. В 1917 году художественные ценности были конфискованы и переданы во вновь организованный музей. Непосредственно при инвентаризации картин отсутствовала "Купальщица". Говорили, что князь заблаговременно замуровал ее в одну из стен дворца, но дотошные чекисты после упорных поисков извлекли ее на свет божий. Сегодня "Купальщица" и "Венера с яблоком" занимают одно из центральных мест в музее искусств Узбекистана...
Жизнь князя в Туркестанском крае была многогранна. На сравнительно небольшие средства, получаемые из департамента уделов, князь на первых порах приступает к возведению небольших каналов в окрестностях Ташкента. Это позволяет какие-то ранее "мертвые" земли оживить искусственным орошением. Часть освоенных земель переходят в его собственность, некоторые он сдает в аренду, а также - в казну. Эти земли заселяются крестьянами из России, Бессарабии и коренными жителями. На свои средства и государственные кредиты князь возводит ряд каналов в Голодной степи, главный из них "Канал Николая I". Используя при ирригационных работах дешевую рабочую силу и сдавая вновь освоенные земли в аренду, князь получал большие прибыли. По истечении 40 лет он становится крупнейшим землевладельцем края.
Во второй половине ХIХ века первые опыты по выращиванию американского хлопка в крае дали хорошие результаты, и американцы пытались прибрать к рукам хлопководство Туркестанского края, но группа московских фабрикантов во главе с "ситцевым королем" Саввой Морозовым перехватила инициативу. В связи с хлопковым бумом в крае разворачивается строительство перерабатывающей промышленности. Князь, имея приличный стартовый капитал, строит очистительные, маслобойные, мыловаренные, бумагоделательные и ткацкие фабрики и, следуя своему "золотому правилу", сдает их в аренду. Также он инвестирует строительство кинотеатров, магазинов, жилых домов, бильярдных в Ташкенте. Питая слабость к дубу, он возводит дубовые парки и аллеи. К началу ХХ века крупнейший землевладелец становится и одним из крупнейших промышленников. Князь имел личные денежные счета в Дворянском и Полтавском земельных банках. Банковские билеты на 200 тыс.рублей, хранившиеся в Ташкентском банке, и дворец князь завещал Надежде Александровне, а некоторые заводы - второй жене Д.Е. Часовитиновой.
К слову, одно из многих имений князя получило название "Искандер". Фамилию Искандер, будучи всегда оригинальным, князь принял при вступлении в брак с Надеждой Александровной, и эту фамилию носили его дети. Николай Константинович занимался благотворительностью, помогал студентам, по дешевой цене сдавал квартиры рабочим, построил первый в Ташкенте водопровод.
Жизнь порядком потрепала великого князя. Сорокалетнее пребывание в Туркестанском крае наложило отпечаток на его внешность, характер, образ жизни, мироощущения. От импозантной внешности блестящего гвардейского офицера мало что осталось. По мнению очевидцев, князь был человеком толковым, сравнительно простым, но мог быть и высокомерным, жестоким, непредсказуемым в своих поступках. Он был в оппозиции к императорскому двору, местному генерал-губернаторству. По случаю февральской революции, когда низложили династию Романовых, он даже направил восторженную телеграмму главе Временного правительства.
Николай II относился к великому князю более благосклонно, чем его предшественники: разрешил ему переехать в Крым, но по каким-то причинам переезд не был осуществлен. С князя сняли опеку, и он мог по своему усмотрению распоряжаться капиталом, хранящимся в департаменте уделов. Николай Константинович этого не забыл. В 1917 году он пытался создать подпольную группу, преимущественно из офицеров, для организации освобождения и побега Николая II и его семьи из Тобольска через Туркестан в Мешхед (Иран). Возглавили эту группу генерал Л.Л.Кондратович и брат одного из лидеров Российской контрреволюции генерала Л.Г.Корнилова полковник генштаба П.Г.Корнилов. Эта акция не состоялась.
После октября собственность князя была поэтапно национализирована, в том числе и дворец, где был организован художественный музей. Им заведовала 12 лет (до своей кончины) первая жена князя Надежда Александровна Искандер. Жила она в подсобных помещениях дворца. Затем переехала в одноэтажный небольшой домик на одной из тенистых улиц Ташкента. Один из сыновей - Артемий погиб в 1919 году, второй - Александр, отступая с белой армией, попал за границу, вынужденно оставив в России жену и детей, умер в Париже в 1957 году. Дочь Наталья жила в Москве, работала в цирке.
Великий князь Николай Константинович Романов покинул этот мир 14 января 1918 года при невыясненных обстоятельствах. Его похоронили около личной часовни, которая была расположена напротив дворца. Позже часовня, как и недалеко расположенный православный собор, была разрушена. На том месте, где стояла часовня, построили кукольный театр... Так закончилась полная драматических коллизий жизнь великого князя, большую часть которой он провел в Туркестанском крае и оставил здесь яркий след.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников