ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- На фоне трагедии в Баренцевом море с особым

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- На фоне трагедии в Баренцевом море с особым чувством воспринималась воскресная трансляция на ТВЦ из храма Христа Спасителя. Прославление новомучеников российских и как страстотерпцев членов царской фамилии - это ли не чудо? Помню, лет двадцать назад из сообщений западных "голосов" я узнал, что Зарубежная Русская Церковь канонизировала царя и его семью. И было больно за Церковь в России, в ту пору осудившую этот "антисоветский акт зарубежников". Но вот, слава Богу, дожили и мы до канонизации, а благодаря ТВЦ прославление это вошло в воскресное утро в наши дома.
Ныне данное событие особенно знаменательно. Ведь не секрет, что в последние месяцы сталинисты снова зашевелились и обнаглели до того, что открыто требуют восстановления памятника Дзержинскому. Спасибо, что в эти суровые и драматичные дни наша Церковь внятно подала свой голос за всех распятых коммунистами в XX веке православных христиан.
Жаль только, что не было на этом великом действе нашего президента, как не было его и накануне на освящении храма Христа Спасителя... Как замешкался он в Сочи в первые дни трагедии в Баренцевом море. Что случилось? Неопытность? Усталость? Или, упаси Бог, наследие Б.Ельцина, чье правление погрузило миллионы россиян в пучину нравственной деградации и кого хочешь согнет, сломает?..
Т. Миткова на НТВ разжигает общее возмущение, далеко выходя за рамки профессиональных приличий. Тогда как РТР находит подобающие слова, а работающий на Баренцевом море тележурналист Аркадий Мамонтов, недавно покинувший НТВ, высокопрофессионален.
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- В эти печальные для многих дни, когда все мы ожидали сообщений о том, что происходит в Баренцевом море, особенно ярко проявилась безнравственность так называемой оперативной информации наших телеканалов. Не имея возможности показывать съемки своих операторов об операциях по спасению (такое право получило только РТР), они бросились разыскивать матерей, жен, отцов и родственников с "Курска", буквально клещами вытаскивая их "чувства", "ощущения" и т.д. Было невыносимо видеть слезы женщин и застывшие лица мужчин. Неужели иные наши телевизионщики потеряли всякое чувство сострадания, нацеливая свои безжалостные камеры на этих несчастных людей? Просто диву даешься, сколько усилий приложили, в частности, на НТВ именно для этого рода "репортажей", отыскивая родных несчастных подводников в Калининграде, Курске, Томске, Севастополе, Житомирской области, в Подмосковье, преследуя на Мурманском вокзале тех, кто с негодованием отворачивался от них. Зарубежное ТВ никогда не опускается до подобной "информативности", оно сострадает родным, но считает себя обязанным лишь постоянно держать всех в курсе того, что делается для установления причин катастрофы, к чему в конце концов пришли и у нас. Но на это ушло много времени. Однако и теперь еще не поняли наши телевизионщики, что в подобных экстремальных ситуациях лучше промолчать, а не делать лишних телодвижений и не произносить слова, которые лишь говорят об утрате сострадания, такта и норм элементарной этики.
Анатолий МАРКУША, писатель:
- В передаче "День за днем" (ТВ-6) нам предлагают совершенно невероятный винегрет. Никак не совмещаются две страшные тетки с хорошенькой ведущей (к сожалению, не обладающей приличной дикцией, беспрерывно хихикающей с серьезными гостями - уфологом, деятелем Олимпийского комитета), с рекламой и детьми, рассказывающими сомнительные анекдоты. Чего стоят темы псевдосерьезных диалогов, например, о том, кто что думает о конце света? Видели ли вы барабашек? И т.д. и т.п. все в таком же духе...
На фоне трагедии, случившейся в северных водах, не могу не высказать упреки всем телевизионщикам, что ломились в эти дни к родственникам моряков, находившихся на "Курске". Кем надо быть, чтобы спрашивать у матери мальчика-матросика о ее надеждах на спасение сына? Не совестно ли допускать такую бестактность?
Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- Об этом все пишут, но не писать об этом нельзя. Авария на атомоходе "Курск". Первые импульсы, когда авария стала развиваться как трагедия: к чертовой матери гнать всех, кто по-прежнему принимает "взвешенные" решения. Но не будем, как дети, играть в любимую российскую игру - поиск виноватого. Давайте вспомним, кто у нас отвечает за армию, за авиацию, за флот. Один у нас есть министр. Вот его и имею в виду. Тем более что имел конкретную и предметную переписку с ним по поводу организации военной кафедры в Литературном институте. Наверху, в министерствах, сидят опытные и вдумчивые решальщики.
Я представляю, как советники и решальщики доложили президенту об аварии: не волнуйтесь, у нас есть техника, откроем, достанем, справимся сами. Шапками закидаем. Как взяли Грозный к Новому году. И президент оказался в патовой ситуации: своей волей пригласил иностранных спасателей - виновен: подрывает престиж государства; поехал бы на место событий - опять был бы виновен: занимается популизмом и мешает военным в нормальной работе. А тем временем из трагедии ТВ выстраивает мексиканский сериал. Камера допрашивает бывших подводников и заглядывает в лица родственникам. Идет охота на матерей, отцов и жен погибших моряков. О верховной власти высказываются бывшие и действующие подводники и "простой народ". Выстраиваются журналистские карьеры... Но другого телевидения, несмотря на свободу слова, у нас пока нет.