ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?

За справедливыми сетованиями по поводу состояния нашей экономики мы порой не замечаем перемены к лучшему. А примеров, когда российские предприятия работают прибыльно, наращивают производство с пользой для государства и людей, уже немало. Один из них - Ярославский шинный завод, который два с половиной года назад возглавил 33-летний предприниматель Николай ТОНКОВ. Автопокрышки предприятия, по результатам опроса, проведенного компанией Gallup Media, стали в этом году самой популярной маркой среди московских автолюбителей. Ярославские шины опередили по популярности изделия таких известных зарубежных фирм, как Bridgestone, Michelin, Continental.

На Ярославском шинном заводе, девиз которого "Русские шины - для русских дорог!", уважили отечественных водителей и наряду со сверхпрочными автопокрышками с "цельным металлокордным каркасом" для грузовых машин впервые в стране освоили и серийный выпуск шин с "металлокордным брекером" для всех типов легковых автомобилей. В отличие от шин на текстильной основе они - малошумные, обеспечивают отличное сцепление с дорогой. По оценке экспертов, новые автопокрышки позволяют повысить устойчивость и управляемость автомобиля, увеличить доремонтный пробег в два раза, уменьшить расход горючего на 5 процентов.
К 2005 году ярославцы планируют выпуск таких шин довести до 1 миллиона 200 тысяч в год. И это лишь одна из 150 моделей, имеющихся в ассортименте завода.
Ярославский шинный завод занимает нынче первое место в России по производству сельскохозяйственных и грузовых шин и второе - по общему объему выпуска шин в России, практически монопольно производит авиационную "резину". Если эти показатели перевести на язык цифр, то примерно каждую пятую шину в стране изготавливают ярославские шинники. В нынешнем году они планируют выпустить их шесть с половиной миллионов штук, примерно на миллион больше прошлогоднего.
За количественными темпами не упускают и качество. Ярославские шинники единственные в отечественной отрасли сертифицировали системы управления качеством по международным стандартам. И, как подтверждают эксперты, продукция предприятия соответствует всем заявленным гарантиям при оптимальном соотношении качества и цены.
Четыре модели ЯШЗ за последние два года становились лауреатами и дипломантами конкурса "100 лучших товаров России". Рынок сбыта ярославских покрышек постоянно расширяется.
За всеми этими изменениями, по общему мнению ярославцев, стоит Николай Тонков - представитель нового поколения предпринимателей, ориентированных на рынок. Он возглавил завод два с половиной года назад.
Построенный еще во времена повальной сталинской индустриализации начала 30-х годов, первенец советской шинной отрасли мало чем изменился с тех пор, но ситуация усугублялась тем, что предприятие работало по бартеру, имея в активе своего баланса неподъемные долги - и по зарплате рабочим, и по налогам, и по коммунальным счетам.
"Надо менять не только "начинку", но и дух завода", - первое, что решил новый генеральный директор. На пьянство и воровство, можно сказать, просто обрушился. "Все меры наказания - выговор, лишение премиальных или части зарплаты, увольнение - применялись решительно. Не проходило и недели, чтобы не было какого-нибудь жесткого кадрового решения". Это подействовало на коллектив отрезвляюще и в прямом, и в переносном смысле.
Параллельно наводилась и исполнительная дисциплина, которая вылилась в структурную и организационную реорганизацию завода. Прежде всего урезали раздутые штаты заводской администрации, в результате чего было сокращено 300 "менеджеров". Приоритет отдали коммерческим службам - сами разработали современную маркетинговую политику, четко организовали систему снабжения и сбыта, создали эффективную дилерскую сеть.
Можно успешно разработать самые прекрасные планы, скажете вы, но как добиться того, чтобы решения выполнялись точно и в срок? Этот вопрос тоже встал перед молодым генеральным директором. В поисках ответа на него Николай Тонков пошел, можно сказать, ленинским путем: "Надо жестко контролировать. Дал задание - проверь, не выполнил - накажи! И это должно быть системой". Вместе с "духом" начало меняться и качество заводской продукции. "Свое производство мы жестко ориентируем на коммерческий спрос. Постоянно обновляя ассортимент продукции, делаем только то, что востребовано рынком, - продолжает своей рассказ генеральный директор. - Повышенные скоростные характеристики наших шин, а у нас в производстве появились и высокоскоростные - до 210 километров в час, делают их пригодными для использования на автомобилях зарубежного производства".
Соединение рыночного опыта со знанием производства и превратило его в лучшего шинного менеджера страны. Николай Тонков, по рейтингу журнала "Эксперт", единственный из шинников входит в число 100 ведущих менеджеров России.
Николай Тонков не скрывает своих амбициозных планов - вывести завод в лидеры не только отечественной отрасли, но и успешно конкурировать с иностранными производителями на нашем рынке. Развивая стратегическое наступление, главный ярославский шинник ставку делает на модернизацию оборудования и интенсификацию производства. Отечественная шинная отрасль, считает он, по технологическому вооружению отстала от ведущих мировых компаний лет на двадцать. Требования рынка, жесткая конкуренция заставляют преодолевать отставание с опережением времени.
"Главное, - подчеркивает Тонков, - не выпускать никому не нужный хлам". Ценность этой мысли ярославские шинники уже осознали, а посему конструкторская мысль на заводе не отстает от роста объемов производства. Здесь только в прошлом году разработали 40 новых моделей автопокрышек, в этом готовятся к выпуску еще 35 новых изделий. Большинство из них будут сделаны на новом оборудовании.
На какие деньги? "На свои, - следует ответ. - Спрос на продукцию позволил нам не только уйти от уродливой зависимости от бартера, но и прибыльно продавать шины за наличный расчет. Большую часть прибыли направляем на переоборудование завода. В прошлом году на эти цели направили 10 миллионов долларов, в нынешнем планируем еще 15 миллионов".
Тем не менее этих денег на радикальное обновление производственных мощностей - недостаточно. Ярославские шинники подсчитали, что им сегодня на свое "перевооружение" нужна сумма около 100 миллионов долларов.
Благотворно повлияла на положение завода и смена собственника. В апреле прошлого года "Сибур", дочерняя компания Газпрома, приобрела контрольный пакет акций ЯШЗ. Ярославские шинники стали одним из подразделений формирующегося мощного концерна, который объединяет газодобытчиков, предприятия, перерабатывающие газ, химическое сырье, изготовляющие каучук, шины. Это позволило Ярославскому и Омскому шинным заводам, вошедшим в холдинг, бесперебойно получать каучуки высокого качества. Навести порядок в поставках и освободиться от цепочки посредников.
Такой подход вскоре дал свои всходы. На Ярославском шинном заводе сегодня объемы производства увеличились в 2, а производительность труда - в 1,5 раза, прибыль в прошлом году составила 217 млн. рублей. Увеличилась примерно на 80 процентов и зарплата. "Сегодня рабочий завода получает в среднем где-то 3000 рублей. Для Ярославля это вполне приличный уровень зарплаты, которая к тому же выдается регулярно и практически без задержек. Кроме того, на заводе разработана программа социальной помощи. Есть свои поликлиника, профилакторий, где наши сотрудники бесплатно лечатся. Имеем летний лагерь, в котором дети ярославских шинников отдыхают за очень маленькие деньги - при цене смены в 2500 рублей наш рабочий платит всего 150. Выплачиваются жилищные субсидии".
Все это Николай Тонков относит к человеческому фактору возрождения предприятия, которому на заводе уделяют не меньшее внимание, чем модернизации или реструктуризации.