МОЩЬ КУЗБАССА ПРИРАСТАЕТ НЕДРАМИ

Как сказал в своем приветствии шахтерам губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, "в Кузбассе День шахтера - самый главный, торжественный и почитаемый профессиональный праздник. Трудом шахтеров страны закладывается будущее наших детей и внуков. Горняки делом доказали, что нет таких трудностей, которые нельзя было бы преодолеть".Не так давно этот день почитался общенародным праздником. Без уголька ни город, ни село обойтись не могут. А потому страна и выказывала шахтерам особые почести. Потом наступило время, когда они не обушком стучали в забое, а касками на "Горбатом мосту". Проку от этого было мало, одни убытки всей России. Теперь, похоже, опять на улицы шахтерских городов и поселков приходит праздник. Стало налаживаться производство, а вместе с ним и жизнь. В Кузбассе, где побывал наш корреспондент, - тоже.Накануне "перестройки" Кузбасс каждый год добывал около 150 миллионов тонн угля. Потом начались выборы директоров...Изменения, внесенные в Горный устав, поколебали дисциплину, а призывы к забастовке вообще спровоцировали развал отрасли. К тому же техника и технология добычи были на прадедовском уровне. Одним словом, докатились до того, что в 1996 году кузбассовцы добыли топлива почти в два раза меньше, чем в предыдущие годы. Стали закрывать "нерентабельные" шахты. Многие из них пускались "под нож" по советам зарубежных "доброжелателей". Для местного населения это была катастрофа, ведь каждая третья семья здесь кормится от уголька.

Когда-нибудь непредвзятые историки и экономисты детально разберутся в причинах, которые чуть не привели Кузбасс к краху. Они же и отметят, что поворот к лучшему в судьбе края начался четыре года назад, когда сюда вернулся Аман Тулеев, избранный подавляющим большинством кузбассовцев губернатором. Он создал команду единомышленников, объединил профессионалов, убедил шахтеров, что каски надо использовать по назначению - работать в них, а не стучать по "Горбатому мосту". Намеченную программу по возрождению былой славы угольного края поддержал тогдашний премьер Евгений Примаков, а затем и занявший этот пост Владимир Путин.
Пришлось начинать практически с нуля. Большую роль в подъеме отрасли сыграли трехсторонние соглашения между администрацией области, Федерацией профсоюзов и работодателями. Много усилий пришлось приложить, чтобы избавиться от "прилипал" - посредников. Их число сократилось в 22 раза. Сегодня шахтеры сотрудничают только с теми структурами, которые приносят пользу.
Многое было сделано по улучшению управления отраслью. Приходилось даже вступать в жесточайший конфликт с недобросовестными собственниками, особенно с теми, кто больше думал о своем кармане, чем о совершенствовании угледобычи. Положительно сказалось на развитии отрасли и вот уже несколько лет заключаемое администрацией области генеральное тарифное соглашение с МПС, которое предусматривает льготы производителям по перевозке продукции по стране. Такое содружество приносит пользу и угольщикам, и транспортникам. К сожалению, этого не скажешь о РАО "ЕЭС России". Отношения с энергетиками год от года осложняются. И это несмотря на то, что угольщики поставляют им топливо на 25 процентов дешевле, чем другим потребителям.
В отрасль пошли инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей. За четыре года они возросли почти втрое и в этом году составят более 7 млрд. рублей.
Первые результаты активного внимания к угольной отрасли дали себя знать уже через год. Прирост добычи составил 3,7 миллиона тонн. В 1999 году Кузбасс выдал на-гора 109 миллионов тонн, в 2000-м - уже 115 млн. тонн. В этом году планируется добыть 125 миллионов тонн "черного золота". Кузнецкий бассейн дает сегодня половину угля, добываемого в России.
В годы разрухи, обрушившейся на угольную промышленность Кузбасса, казалось, что из этой пропасти не вылезти никогда. Но вот с радостью и оптимизмом шахтеры отмечают, что нарастает добыча топлива не только за счет повышения производительности труда, но и благодаря вновь построенным предприятиям. Только за два последних года введены в строй шесть угледобывающих предприятий общей мощностью около 6 миллионов тонн в год. Добавилось около 900 рабочих мест. Такого в Кузбассе не было в течение последних десяти лет. Радуют и ближайшие перспективы. До 2005 года планируется ввести в строй еще десять предприятий и обогатительную фабрику по выпуску концентрата. Это даст работу для 5,5 тысячи человек.
Происходящие перемены к лучшему приободрили шахтеров, вселили в них надежду на то, что жизнь пойдет на лад. Теперь уже и не верится, что в черные дни безвременья люди месяцами не получали зарплату, и была она такой, что семью не прокормишь. Сегодня зарплату выдают день в день, и она достигла достаточно высокого уровня. На некоторых предприятиях шахтеры получают по 10-15 тысяч рублей в месяц.
Еще два-три года назад мало кто бы поверил, что профессия шахтера вновь станет престижной. Сегодня на некоторые угольные предприятия устроиться весьма непросто, кое-где даже есть конкурс. У людей появляется профессиональное достоинство, оживает инициатива. Стало возрождаться даже преданное некогда анафеме соревнование. Сейчас ширится движение очистных и проходческих бригад за достижение максимальной нагрузки на каждый забой, комплекс, машину, механизм. Тридцать одна бригада взяла обязательство добывать в год по 500 тысяч тонн угля, а пятнадцать коллективов работают в "миллионном режиме".
Не забывают в Кузбассе и старую гвардию - прославленных угольщиков прошлых лет. Практически на всех предприятиях им оказывают материальную помощь, предоставляют доплату к пенсии, возможность отдохнуть и подлечиться в санаториях, домах отдыха и пансионатах.
В Кемеровской области заботятся и о духовном состоянии шахтеров: строятся дома культуры, школы, библиотеки, возводятся и ремонтируются храмы. В последние годы были выделены миллионные средства на строительство многоквартирных домов и коттеджей.
Мне довелось побывать в "Греческой деревне", которую построила для шахтеров Кедровского разреза бригада греческих рабочих. Триста домов раскинулись на взгорье среди березовых перелесков. У каждого особняка разбиты сад и цветники, ряды поспевающей картошки бугрятся под окнами, солнце отражается в стеклах теплиц. Экономист Ольга Леонидовна Ядровцева с дочерьми Катей и Яной пригласили нас в гости. В доме, площадью более 200 кв. метров, - чистота, уют и достаток. В подвале сауна, несколько помещений, которые можно приспособить хоть под мастерскую, хоть под спортзал. Некоторые строят бассейны. На первом этаже кухня, гостиная, зал, туалет. На втором - три спальни и туалет. Совсем "по-барски" начинают жить шахтеры. Таких поселков, которые не стыдно показать и привыкшим к уюту иноземным гостям, в Кузбассе построено уже три. Планируют возвести еще несколько.
А что касается зарубежных гостей, то с каждым годом на кузбасской земле их число растет. Раньше все больше греки, немцы, итальянцы, англичане тянулись сюда, приглядываясь к местному угольку и обговаривая условия сотрудничества. Недавно японцы наведались, китайцы с Тайваня. Да и материковые их собратья тоже заезжают в Кемерово. И это понятно. Уголек широко используется в зарубежной энергетике. И только мы, россияне, все еще чешем в затылке: чему отдать предпочтение - газу, нефти, березовым поленьям... Хотя, казалось бы, все ясно. Ведь запасы угля в России практически неисчерпаемы. А наши шахтеры добывать его умеют. Как, кстати, и веселиться после трудов праведных. С праздником, шахтеры!