ИСКИ И ПРОИСКИ

Недавно в "Труде" (15.08.01), в ряде других средств массовой информации были опубликованы материалы, посвященные иску бывшей жены к генеральному директору АО "Северсталь" А. Мордашову. Экс-супруга обвинила его в неполной уплате алиментов на сына. И обратилась с исковым заявлением в Никулинскую межрайонную прокуратуру Москвы. Прокурор В. Поневежский подал иск в Никулинский межрайонный суд. В нем он потребовал денонсации бракоразводного договора пятилетней давности, выплаты задолженности по алиментам в размере 20 миллионов долларов, а также передаче Е. Мордашовой 32,5 процента акций "Северстали".

Чем завершится эта непростая тяжба, гадать не будем. Надо полагать, суд разберется во всех перипетиях данного дела и примет во всех отношениях справедливое решение.
В принципе нет ничего необычного в том, что бывшая супруга подает иск к отцу своего ребенка. Необычно другое: многие обстоятельства говорят о том, что это не просто судебная тяжба между двумя гражданами...
В самом деле, зачем нужно было выносить свои семейные отношения на страницы газет? К чему давать пресс-конференцию, где главным действующим лицом оказывается один из лидеров ЛДПР Митрофанов, а ведущая тема обсуждения - отнюдь не защита интересов сына, а создание женской партии? И разве не странно, что Никулинский межрайонный прокурор, который составлял иск на основе заявления гражданки Мордашовой, отправил его, как свидетельствуют исходящие документы, 24 июля, а в Никулинский суд по входящим документам он попал на сутки раньше? И уже 24 июля судья наложила арест на 32,5 процента акций "Северстали". Сделав дело, судья и прокурор одновременно уходят в отпуск. Затем появляется открытое письмо в газете, и юридическое дело превращается в шумный скандал.
Один из высокопоставленных сотрудников в аппарате вице-премьера Клебанова, курирующего металлургическую отрасль, на условиях анонимности выразил убежденность, что за всей этой шумихой стоит конкурентная борьба. Не случайно то же самое предположили и некоторые издания. А сам А. Мордашов в газетном интервью (правда, тоже в предположительном тоне) назвал и конкурентов - Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК), которую возглавляет Искандер Махмудов, и дружественные ей структуры.
Кстати, генеральный директор "Северстали" ответил и на самый интересный вопрос: почему все это произошло именно сейчас?
По его словам, интересы "Северстали" столкнулись с интересами УГМК сразу по нескольким проектам. Первый - это производство труб большого диаметра: кроме "Северстали", его одновременно реализовывают и на Нижнетагильском металлургическом комбинате, контролируемом УГМК. Второй причиной стали переговоры между череповецкими металлургами и руководством знаменитой Магнитки о возможном объединении двух предприятий. Как известно, Искандер Махмудов неоднократно заявлял о желании приобрести контрольный пакет магнитогорского гиганта. И, видимо, последней каплей стало решение "Северстали" поучаствовать в приватизации "Кузбассугля", который до этого находился под плотной опекой УГМК и близкой к ней группы "Евразхолдинг".
Что же касается чисто юридической стороны тяжбы, то глава "Северстали" убежден: дело развалится в первом же суде, поскольку исковые требования об алиментах основаны на поддельной декларации его доходов за прошлый год в сумме 80 миллионов долларов (в реальности сумма на порядок меньше). По его словам, на этом "документе" нет даже печати. А. Мордашов считает, что его бывшую супругу просто использовали в своих интересах не слишком благородные люди.
Такое предположение выглядит достаточно логичным. Особенно если вспомнить, что именно прокурор В. Поневежский не так давно участвовал в аналогичном деле об акциях Качканарского ГОКа. И судебные решения принимал тот же Никулинский межрайонный суд. Кстати, "Труд" несколько раз писал о той истории.
Как сказал поэт, бывают странные сближения. Ведь и тогда дело сопровождалось шумным скандалом в прессе с выбросом массы компромата на владельцев предприятия. И достался Качканарский ГОК именно УГМК. Более того, там тоже не обошлось без женщины: против одного из тогдашних владельцев ГОКа Джалола Хайдарова опять же в Москве было возбуждено уголовное дело по обвинению в изнасиловании. Оно потом, естественно, благополучно развалилось.
Тенденция, однако...
За несколько минут до подписания этого номера стало известно, что Череповецкий суд снял арест с 32,5 процента акций "Северстали", принадлежащих А.Мордашову. Что касается выплаты алиментов, то споры по таким делам нередко затягиваются на месяцы и что-либо прогнозировать тут сложно. Шумиха, поднятая вокруг в общем-то заурядного дела, далеко не лучшим образом отражается на работе коллектива "Северстали".
Алексей Мордашов в своем интервью резюмирует: "Я встречался с разными видами конкурентной борьбы. С такими - никогда".
Если версия о происках конкурентов окажется верной, то использование в своих целях слабой женщины прежде всего говорит о слабости противоборствующей стороны и не самых лучших человеческих качествах. Бизнес с жесткой конкуренцией сродни войне. Это в основном мужское занятие. Прикрываться при этом женской спиной, мягко говоря, некрасиво.