...20 АВГУСТА. В 5.45 утра, за несколько минут до старта, занимаю пассажирское место в одном из
...20 АВГУСТА. В 5.45 утра, за несколько минут до старта, занимаю пассажирское место в одном из "МАЗов". Знакомлюсь с водителем. Это Александр Зыков, ему 32 года. Ездил в такие "горячие точки", как Чечня, Югославия, Таджикистан, Афганистан. Руководитель колонны проверяет работу рации, начинаем движение. Мы замыкаем пятерку "МАЗов", затем идут десять "КамАЗов". Везем мотопомпы, насосы для откачки грязной воды, электростанции, мешки для песка, а также мобильную лабораторию для определения устойчивости зданий в условиях подтопления.
Лишь только выезжаем на Московскую кольцевую автодорогу, Саша вынужден запросить "первого" по рации: "Я седьмой. Надо бы остановиться: колодки горят". Впереди идущие машины не останавливаются, двигаются по команде "первого" дальше. А те, что за нами, встают на обочину. Александр поясняет: машина-то новая. Получается, что мы сейчас обкатываем ее.
Впрочем, как потом сказал мне Владимир Новоселов, старший оперативный группы МЧС, "ничего страшного нет".
Автоколонна берет путь на Смоленск - Минск. Дистанция между машинами 50 метров, скорость - 60 километров в час. Впрочем, эти параметры меняются. О них информирует старший колонны. Сегодня автокараван ведет руководитель группы - заместитель министра МЧС, генерал Александр Петрович Москалец.
В хорошем темпе добираемся до российско-белорусской границы. И поздним вечером, преодолев в первый день 780 километров, останавливаемся на ночлег в казармах учебного полигона возле города Борисово.
21 АВГУСТА, СРЕДА.
Не хочу преувеличивать своей роли, но вынужден, и очень доволен этим, помогать водителю. Я все время на подхвате: то нужно по рации ответить, то подать гаечный ключ. А главное, я для него собеседник. "Давай немного потреплемся, - предлагает Александр. - А то чувствую, в сон кидает". Вот и занимаю его расспросами и сам кое-что рассказываю. Двигаться в колонне - дело довольно трудное. Видишь перед собой надоевший зад впереди идущей фуры. Внимание притупляется.
Во второй день нашего маршрута было много остановок, то привал, то переход белорусско-польской границы, то заправка. А к вечеру погнали в сторону Варшавы. Темнеет, дорожные условия совсем иные. Однополосное движение в ту и другую стороны. Много велосипедистов, гужевых повозок.
Когда в Москве уже было за полночь и мы приближались к городу, где намечалась остановка на ночлег, - Сохачеву, что в 60 км от Варшавы, по рации сквозь шум и треск послышалось ужасное слово "авария". И через некоторое время голос зам. министра: "Авария с участием нескольких машин". Оказалось, идущий шестым после нашей машины "КамАЗ" чуть выбросило из глубокой колеи в асфальте, и этого хватило, чтобы зацепить встречную большегрузную фуру. Польский грузовик "Вольво" занесло, и в него врезался наш другой "КамАЗ". Обе кабины наших "десятитонников" разбиты. Польский грузовик в кювете у кукурузного поля. Слава Богу, обошлось без жертв. У Алексея Васильева, водителя "КамАЗа", первым столкнувшегося с польским грузовиком, сотрясение мозга, ушибы, у второго шофера Валерия Кубырикова небольшие травмы. Сопровождающие целы и невредимы. Груз не пострадал, а вот машины пришлось оставить, чтобы забрать их на обратной дороге, их кабины, похоже, восстановлению не подлежат. Что касается ребят-водителей, то Алексей - в госпитале города Сохачева, там же остался и Валерий, которому была тоже оказана медицинская помощь.
22 АВГУСТА, ЧЕТВЕРГ.
Утром разговаривал с Валерием Кубыриковым.
- Скорость была километров 50, - сказал он. - Когда увидел искры от столкновения "КамАЗа" с польской машиной, стал останавливаться. И в этот момент вижу: кабина польского грузовика идет прямо на меня. Увернуться не успел, удар, ноги прижало рулем. Вот и руку порезало до кости, пришлось зашивать". В этот день рано не вставали: водителям дали возможность как следует выспаться. А днем занимались перегрузкой содержимого двух пострадавших "КамАЗов" в большие "МАЗы", благо, там место есть. Улаживали также вопросы с полицией, с таможней, со страховкой. Потом автоколонна прошла еще более 250 километров до Познани.
23 АВГУСТА, ПЯТНИЦА.
Автоколонна стартовала в 6.30 утра. Курс - немецкая граница. Еще немного - и задача, ради которой отправилась в Германию автоколонна, будет выполнена.