АФГАНИСТАН ЗАХЛЕБНУЛСЯ ОПИУМОМ

Из Афганистана приходят тревожные вести, и связаны они отнюдь не с активизацией движения "Талибан" или боевиками террористической организации "Аль-Каида". Эксперты ООН сообщают, что объемы производства героина и площади, засеянные опиумным маком, разрослись до беспрецедентных масштабов, превысив рекордный уровень конца 90-х годов.

Тогда Афганистан поставлял на мировой рынок 70 процентов опиатов - производных от опия наркотиков. Напомним, что в 2000 году талибы запретили выращивание мака и уничтожили практически все его плантации. Нынешняя ситуация, по мнению ооновских экспертов, говорит о крахе программы правительства Хамида Карзая по борьбе с выращиванием и производством наркотиков. Это и неудивительно. В то время как власти обязались выплачивать 500 долларов за каждый уничтоженный акр посевов мака, владелец участка получает 6400 долларов от собираемых с него в среднем 35 фунтов опия (16 килограммов с гектара). Крестьяне, естественно, предпочитают второе. Сейчас в стране, как считают эксперты, маком засеяна 91 тысяча гектаров. Нетрудно предположить, что в следующем году тонны смертельно опасного зелья всеми правдами и неправдами будут ввозиться в СНГ, Иран, Пакистан и дальше к основным его потребителям.
Из рук вон плохо обстоит дело и с гуманитарной помощью. Министр планирования Мохаммед Мохаккек завил, что огромная часть продуктов и материалов, направляемая на восстановление Афганистана как по государственным, так и по частным каналам, уходит на сторону, то есть попросту разворовывается из-за царящего в стране хаоса. Он привел случай вопиющей коррупции. Сотрудники аппарата правительства, номинально получая зарплату в 50 долларов, зарабатывают за счет разворовывания помощи до 15 тысяч долларов ежемесячно - гигантскую сумму по афганским масштабам, и тратят их на приобретение предметов роскоши. Выход из ситуации министр видит в установлении жесткого госконтроля за распределением помощи, суровом наказании воров и коррупционеров, распространении эффективной центральной власти на все провинции страны.
Похоже, что эти проблемы отягчают Афганистан не в меньшей, если не в большей степени, чем борьба со средневековым режимом талибов.