ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ!

Похоже, существует место, где даже самые нервные и раздражительные пассажиры ведут себя тихо и даже кротко. Это предполетный досмотр в любом из наших международных аэропортов. Действительно, глупо возмущаться тем, что с таким тщанием оберегают твою собственную безопасность.

Серьезно пересмотреть требования авиационной безопасности в сторону их ужесточения все аэропорты мира заставили теракты 11 сентября в Нью-Йорке. Международными авиационными организациями были разработаны новые требования к безопасности, обязательные для всех. Разумеется, и наши аэропорты - не исключение. Их техническое оснащение сегодня, по мнению руководителя Ространснадзора Александра Нерадько, "аналогично тем, которыми оснащены крупнейшие аэропорты мира".
На профессиональном языке зону после проведения досмотра пассажиров называют "стерильной". И это точное определение. Например, химические газоанализаторы обнаруживают следы взрывчатых веществ на человеке, в багаже и ручной клади. В "Домодедово" и "Шереметьево", например, установлены уникальные арочные детекторы, которые фиксируют следы взрывчатых веществ даже на человеке в верхней одежде. Рентгеновские сканеры "видят" на пассажире помимо металлических предметов и пластиковые. Интроскопы последних моделей различают в ручной клади органические вещества, в том числе и взрывчатые. Сданный багаж проверяет ядерно-магнитный томограф - сродни тому, что применяют в медицине.
При этом, помимо предусмотренных инструкциями мер безопасности, во многих наших аэропортах разработаны и дополнительные. В "Шереметьево" и "Внуково" рамки-металлоискатели установлены уже на входе в комплекс аэропорта. В "Домодедово" сотрудники линейного ОВД работают с портативными компьютерами, которые позволяют не только проверить подлинность документов, но и при необходимости и их обладателя по базе данных спецслужб.
Но все технические новинки сами по себе не делают зону после досмотра стерильной. И хотя многие установки работают автоматически, не требуя интерпретации полученных результатов, без инспектора на досмотре обойтись нельзя. Именно участие человека делает систему безопасности такой системой, в которой все методы контроля сведены в одну единую многоуровневую технологию по предотвращению проникновения на территорию аэропорта и соответственно в авиалайнер посторонних людей и запрещенных предметов.
Технике неподвластен, к примеру, психологический профайлинг. Только специалист, с его интуицией и наблюдательностью, сможет, пользуясь этим методом, эффективно выявлять подозрительных лиц для дальнейшего досконального досмотра. То же можно сказать и о системе теленаблюдения. Только подготовленные профессионалы с ее помощью могут эффективно контролировать территорию аэропорта, включая летное поле. На систему теленаблюдения возложена и функция двойного контроля. Для снижения фактора человеческой ошибки с ее помощью ведется наблюдение за исполнением инспекторами процедуры досмотра. В "Домодедово", пользуясь такой системой, можно проверять даже номера въезжающих на стоянку автомашин.
Эксперты, знакомые с организацией обеспечения авиационной безопасности, отмечают ее продуманность и надежность. "Многоуровневая система контроля с применением самых современных технических средств, - говорит Константин Макиенко, заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий, - призвана исключить возможность сбоев на том или ином уровне. И в том числе минимизировать влияние так называемого человеческого фактора, не допуская такие ситуации, когда человек, отвечающий за обеспечение безопасности, устал, отвлекся и за чем-то "недосмотрел".
Сегодня также продолжается работа по оптимизации сотрудничества милиции и служб авиационной безопасности, их взаимодействия и разграничения полномочий с перенесением опыта ведущих аэропортов столицы в регионы.