БЕДА ВИТАЛА В ВОЗДУХЕ

Этого дождя в Донецкой области, изнуренной зноем, ждали полтора месяца. А он разразился во вторник после полудня - с громом, молниями и порывами шквального ветра. Не спасительный, как казалось, а губительный. Работающие в поле механизаторы и купающаяся в ставке молодежь кинулись в село, по хатам. И лишь единицы увидели своими глазами, как из грозовых облаков сорвалась на землю большая железная птица.

От трассы Донецк-Константиновка до местечка Сухая Балка - два километра по раскисшему полю. Справа - живописный ставок, слева - колхозные поля подсолнечника, а посредине, в овраге - черное пепелище. От огромной махины Ту-154 остались только обломки - хвост, кусок фюзеляжа, часть борта с буквами "ОВ" - на самолете было написано "Пулково". В такой катастрофе выжить невозможно. Территория страшной трагедии третий день оцеплена спецслужбами, зевак разгоняют, журналистов держат на расстоянии. Милиционер, стоящий в оцеплении с первых минут, шепотом делится впечатлениями:
- Пока нашли только 30 тел, все остальное - фрагменты. Там рядом болотце, будем его обследовать, некоторых придется идентифицировать по ДНК.
В жидкой рощице, где стоит штук 20 ульев, сотрудники СБУ берут показания у пасечника из Горловки Геннадия Курасова. В отличие от многочисленных фантазеров, выдающих себя за очевидцев трагедии, он видел случившееся в подробностях.
- Я от грозы в вагончик спрятался, а когда дождь стал утихать, услышал оглушительный гул. Выскочил - смотрю, прямо на меня самолет падает, его крутит, как щепку в водовороте, а двигатели ревут. Было видно, что он абсолютно не управляем, ну я и рванул со страха в горку. Самолет пронесся над вагончиком и рухнул на брюхо в балку, раздался взрыв и повалил черный дым. Я стою в шоке, а тут парень с девушкой подъехали на велосипедах, стали звонить в милицию. Девушка плакала и все рвалась людей спасать, но парень ее не пустил, самолет продолжал взрываться и гореть. А минут через 20 пожарная приехала.
В момент катастрофы возле ставка пряталась от ливня компания парней. Они тоже кинулись к самолету, и один - студент института физкультуры - успел заснять на мобильный удар лайнера о землю. Эту запись, пусть и плохого качества, в тот же вечер выкупили телевизионщики. Украинский отряд МЧС прибыл на место трагедии через 20 минут, а через час пожар потушили. Уже в сумерках, около девяти вечера, в Донецком аэропорту приземлился самолет с отрядами МЧС России и группой психологов. Ближе к ночи подъехали автобусы со спасателями из Ростова.
Работы по извлечению тел и поиску ящиков с самописцами велись всю ночь и продолжаются до сих пор. Родственники погибших, доставленные в Донецк вчера после полудня, участвуют в мучительном процессе опознания. Вчера на Украине был объявлен траур, а Донецк отменил мероприятия, связанные с празднованием Дня независимости.
ХРОНИКА ПАДАЮЩИХ ТУ-154
июля 2001 года под Иркутском разбился рейс Екатеринбург - Владивосток. 136 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.
4 октября 2001 года над Черным морем сбит украинской ракетой. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
u 2 июля 2002 года в Германии из-за ошибки диспетчера разбился самолет с 71 пассажиром на борту.
24 августа 2004 года в результате терактов потерпели катастрофу сразу два самолета. Жертвами стали 90 человек.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Щербаков, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза:
- Если основная версия о том, что самолет попал в мощный грозовой фронт подтвердится, то экипаж оказался в крайне сложном положении.
За многие годы работы в ЛИИ им. Громова мне приходилось неоднократно принимать участие в испытаниях, как ведет себя самолет, попавший в грозовое облако.
Допускать этого нельзя ни в коем случае, и если, повторюсь, причина в этом, то это большой просчет наземных служб. Произойти в этих условиях может что угодно. Из-за сильных восходящих потоков самолет выходит на закритические углы атаки, то есть крыло перестает создавать подъемную силу, и самолет сваливается в штопор.
Мы проводили такие испытания: как только даже специально оборудованный самолет входил в грозовое облако, у него глохли двигатели. От сильных перегрузок могло произойти разрушение конструкций в хвостовой части, и если, допустим, лопнул топливный трубопровод, то мог возникнуть пожар. Впрочем, повторюсь, давайте дождемся оценок экспертов.
МОЛНИЕНОСНАЯ КАТАСТРОФА
ПОЧЕМУ НЕБО НЕ ДЕРЖИТ НАШИ САМОЛЕТЫ?
Снова август, мистическим образом несущий нашей стране несчастья. Вот опять на государственных флагах России траурные ленточки. На сей раз по поводу гибели 160 пассажиров и 10 членов экипажа самолета Ту-154 компании "Пулковские авиалинии", выполнявшего рейс Анапа-Санкт-Петербург. Он разбился во вторник под украинским Донецком.
Почти никто из экспертов не сомневается, что лайнер погубили сильнейший ветер, ливень и гроза, как раз в эти часы бушевавшая в тех краях. Говорят, непогода могла вывести из строя бортовую электронику Ту-154, и битком набитый пассажирами лайнер потерял управление. Похоже на то, ведь первый сигнал бедствия экипаж передал в 15.25 с высоты 11 700 метров. Последний - через две минуты, когда до земли оставалось всего 3 тысячи метров. Столь резкое снижение - это почти пике.
Но только ли непогода привела к трагедии? На этот вопрос предстоит ответить правительственной комиссии во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным, которая вчера прибыла в Донецк. А отвечать есть на что. Может быть - и есть за что. Мощный грозовой фронт по курсу полета не был сюрпризом для экипажа во главе с командиром Иваном Корогодиным. По словам министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского, Корогодин пытался обойти грозу. Он начал набор высоты и одновременно запросил у Харьковского зонального центра управления воздушным движением разрешение на проход на 20 километров восточнее выделенного коридора. Почему было не свернуть еще круче? И вот тут начинается интересное. Оказывается, как рассказали "Труду" в "Аэрофлоте", скорее всего, Ту-154 тогда попросту не хватило бы топлива до Санкт-Петербурга. Обычная практика для наших авиакомпаний: в целях экономии горючего его в самолетные баки заливают ровно столько, чтобы хватило на полет по кратчайшему расстоянию. И если впереди обширный циклон, приходится, рискуя экипажем и ничего не ведающими о том пассажирами, лететь сквозь непогоду. Рейс Анапа-Санкт-Петербург не долетел.
Отдел журналистских расследований "Труда"