ВОДА, КВАС И ПРАВИЛА ДЛЯ НАС

"Не дай себе засохнуть", - долго призывала реклама. И люди прониклись. Каждый год (особенно летом) на земном шарике выпиваются мегатонны воды. - Какая же вода полезнее? - этот вопрос корреспондент "Труда-7" задала президенту Союза производителей безалкогольных напитков Вадиму АЛТАЕВУ.

ПОДДАЙ ГАЗКУ!
Первое, что приходит на ум, когда страшно хочется пить - чистая, прозрачная, слегка запотевшая в холодильнике бутылочка минералки. И это правильно.
- Все минеральные воды мы почему-то делим на лечебные, лечебно-столовые и столовые, - говорит Вадим Алтаев. - Но нельзя забывать, что минералка прежде всего пищевой продукт. А лечебный эффект получится только, если пить ее в определенных дозах, курсами, по назначению врача.
Все эти категории различаются степенью своей минерализации. Это выглядит так:
столовые - минерализация меньше 1 г/л (содержат еще и органические вещества);
лечебно-столовые - минерализация 1 - 10 г/л и меньше (при меньшей минерализации содержат биологически активные микрокомпоненты);
лечебные - минерализация 10 - 15 г/л и меньше (при меньшей - с повышенным содержанием бора, мышьяка, кальция и других биологически активных микрокомпонентов).
Минералка - вещь серьезная. Поэтому к ней предъявляются очень строгие требования. И анализ ее заявленного состава проводится каждые пять лет. Если на бутылке стоит "1997 г.", покупать такую воду не стоит.
Что до обычной питьевой воды, то, по словам Алтаева, она может быть и из озера, и из скважины. Может быть природной, а может - очищенной. Ее тщательно освобождают от бактерий, вирусов и вредных примесей. Но гарантии, что производитель сделает все именно так, как требует инструкция, увы, нет.
И все-таки качественная бутилированная вода намного безопасней той, что течет из крана.
- А вот какую воду предпочесть, с газом или без, каждый решает сам, - продолжает наш эксперт. - Кстати, газ - сдерживающий фактор для желудка, много газировки не выпьешь. Кроме того, газ создает условия, при которых не выживают многие бактерии.
Совсем другая история со всевозможными сладкими напитками. Утолить жажду цветной водицей нереально. Ведь в ней много сахара - в одном стакане примерно три куска рафинада. Не поможет даже ярлычок light: сахарозаменители способны вызвать еще большую жажду. Зато минеральные вещества в сладких напитках в дефиците. А жажда - это ведь не только обезвоживание организма, но и недостаток минеральных веществ.
А У НАС В БУТЫЛКЕ КВАС
Квас - отличная замена сладких газировок. Он препятствует размножению микробов, улучшает обмен веществ. Так что не зря его любили еще древние русичи. Помимо всего прочего, в исконно русском напитке очень мало калорий - гораздо меньше, чем в коле или лимонаде.
Но технология изготовления истинного кваса сложна, поэтому большинство производителей вырабатывают этот продукт из полуфабрикатов. На этикетке в этом случае должно быть написано "квас купажированный" или "изготовлено из квасного концентрата". Ниже на этикетке должно быть указано, что это "напиток брожения" и перечислены продукты, которые, забродив, помогают "рождению" кваса. Среди них обязательно должны быть ржаная мука, ячменный солод и сахар. Подсластители недопустимы! И срок реализации настоящего кваса не может превышать 48 часов.
Темный квас или светлый - не имеет значения. А вот на его пузырьки нужно обратить внимание. Квас - не шампанское, поэтому, если их слишком много, скорее всего, производитель вбухал в бутылку лишней углекислоты.
Внимание! Если на бутылке мелким шрифтом написано "квасной напиток" - это не квас, а его суррогат. Бродить там нечему, поэтому напиток обычно "нашпигован" разной химией: ароматизаторами, подсластителями.
ПЕННАЯ ФАНТАЗИЯ
Как заметил один баварский пивовар, русские с каждым годом пьют все больше пива - почти по 45 л в год на каждую душу, считая грудных младенцев. Тем не менее утолять жажду пивом бессмысленно. Алкоголь способствует только обезвоживанию организма. Хорошее пиво от плохого отличается просто - как говорится, "на вкус и цвет..." Европейская пивоваренная конвенция для оценки цвета пива использует 9 стеклянных дисков разных оттенков. Наши же специалисты разводят в воде йод до тех пор, пока не получат оттенок, близкий к цвету пива, и по удельному весу йода оценивают внешний вид пива.
Самые жесткие требования предъявляются к светлому пиву. Его цветовая гамма просто обязана быть чистой, прозрачной и золотистой. В ней не должно быть красноватых, коричневатых или зеленоватых оттенков. И еще пиву полагается блестеть!
Темное пиво, напротив, может совершенно не блестеть, быть абсолютно непрозрачным - и при этом оставаться хорошим пивом.
Настоящее пиво немыслимо без обильной, густой и стойкой пены. В бокале она наберет в высоту не менее 4 см, причем сохраняться будет не менее 4 минут. Есть и другой способ определения качества пива. Подуйте слегка на пену. Исчезла? Значит, пиво плохое. Если же пена "загибается", напиток первоклассный.
При покупке пива в ПЭТ-упаковке (в пластике) шансов нарваться на подделку намного больше. Бумажные этикетки на пластиковые бутылки приклеиваются обычным клеем, и поменять их проще простого. И если в стеклянной или алюминиевой таре напиток хранится 3 - 5 месяцев, то в "пластике" - не более месяца.
ЧТО ЧИТАТЬ НА "ПИТЬЕВОЙ" ЭТИКЕТКЕ
Страна-изготовитель, наименование источника;
тип (газированная или нет), объем в литрах, химический состав;
назначение воды, условия хранения, ароматизаторы или другие химические вещества (если они есть).
ЧТО РАЗГЛЯДЫВАТЬ НА ПИВНОЙ БУТЫЛКЕ
Пробка должна быть оригинальной, с логотипом торговой марки, "золотце" на ней - тоже хороший показатель;
бутылки в России, как правило, темные: коричневые или темно-зеленые, - это предохраняет содержимое от вредного воздействия света;
этикетка также должна достойно выглядеть, дата розлива печатается на ней всегда типографским способом, а не ставится в виде печати - и уж никоим образом не пишется от руки.
ЧТО ЧИТАТЬ НА "МИНЕРАЛЬНОЙ" ЭТИКЕТКЕ
Наименование продукции, фирменное название;
химический состав, группа воды;
список заболеваний, при которых показано лечение этой водой (кроме столовых вод);
название лаборатории, которая проводила анализ, и дата его проведения;
срок годности (в стеклянных бутылках - 2 года, в пластиковых - не более 18 месяцев), условия хранения;
адрес фирмы-производителя.