СЛУШАЙ ПЕСНЮ ДЕРЕВА

Игорю восемь лет. В руках у него стетоскоп. Сегодня он учится слушать, как дышит и звучит дерево. А что, собственно, можно услышать, приложив всем известный медицинский инструмент к коре березы?

"Ну что вы, внутри каждого дерева - целый мир, своя жизнь! Оно и скрипит, и шелестит, и жука ползущего слышно, а в солнечный день можно услышать, как соки идут по стволу", - объясняет мне Ирина Чебакова, руководитель проекта "Мосты в природу" благотворительного фонда "Качество жизни". Этот проект создан специально для детей с инвалидностью. "К сожалению, взрослый в лесу слеп и глух, - продолжает Ирина Викторовна. - Он сюда приезжает шашлык жарить. А наши дети - в том числе ребятишки с нарушениями зрения и слуха - здесь учатся преодолевать свои недуги и комплексы. Диагнозы могут быть очень разными - это и пороки сердца, и диабет, и астма, и онкология. Но в любом случае тяжелая болезнь - это образ жизни, множество ограничений. А наши экскурсии позволяют расширять жизненное пространство ребенка".
Действительно, замечательное пространство заказника "Воробьевы горы" организаторы проекта используют. Вроде бы давно не секрет, что природа лечит, утешает и успокаивает человека. Но, оказывается, существует целое направление медицины - экологическая терапия, - где общение с природой становится главным лекарством. При этом вовсе не подразумевается созерцание красот. Природа - это мир живых существ, ребенок должен обязательно тут что-то делать, а не просто смотреть вокруг. Эксперты разработали пакет из 60 игр на природе, которые помогают развивать слух, зрение, обоняние, познавательные способности детей. Ну вот, например, возле тропинки выставлены рядышком стволы деревьев: ель, тополь, береза, дуб, осина... Девятилетней Насте завязывают глаза. "Ты сейчас должна подойти к любому дереву, - объясняет экскурсовод Ольга Ромашова. - Можешь его пощупать, погладить, понюхать. А потом мы тебя покружим, снимем повязку - и попробуй угадать, какое это дерево".
Идем дальше по тропинке, доходим до лавочек. У каждого ребенка за спиной - яркий зеленый рюкзачок, там всякие материалы для занятий. Вот сейчас все достали из рюкзачков разлинованный листок. Слева столбик клеточек с названиями зверушек (крот, еж, белка...) и еще две клеточки: "дуб" и "я сам". Наверху другой ряд клеточек, где значатся разные свойства живых существ: умеет говорить, умеет плавать, любит грибы, умеет летать. И еще два свойства: может заболеть, любит жизнь. Задачка вроде бы простая: обозначить галочкой то, что присуще кроту, белке или жабе. Шестилетний Коля почти не умеет читать, клеточки ему помогает заполнять Оля Ромашова: "Ну как ты думаешь, ежик любит грибы"? - "Да". "Он может заболеть"? - "Нет". "А он любит жизнь"? - "Да". Постепенно листок заполняется. И оказывается, что Коля уверен: никто из животных не может заболеть, а он сам - может. Зато жизнь любят и звери, и сам Коля. Ну а дальше дети и взрослые будут обсуждать, кто, как и почему заполнил заветные клеточки. И вместе придут к важнейшему выводу: все живые существа - и звери, и дети, и даже могучий дуб - могут заболеть. Но еще важнее, что все они любят жизнь.
Такие "простенькие" игры-задания. Они помогают больному ребенку преодолеть тяжкое чувство собственной ущербности, ощутить себя частью огромного живого мира, где заболеть может всякий, и это не так уж страшно.
"Вы же знаете - дети бывают жестоки, больной ребенок часто чувствует себя изгоем, - размышляет Ирина Чебакова. - На природе, в общении с животными этого не бывает. Собака дружит с любым ребенком. И главное - у нас никто ни с кем не соревнуется, не боится оценок. Цель всего происходящего не результат, не оценка знаний или навыков, а сам процесс радостного и активного взаимодействия с природой".
Сегодня в Москве почти 30 тысяч детей с инвалидностью. И можно с уверенностью сказать: проект "Мосты в природу" очень бы пригодился каждому из них. Впрочем, разве похожие "мосты" не нужны здоровым детям?
Недавно в Москве состоялся очередной семинар по вопросам реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (таким щадящим термином специалисты заменяют обидное для многих слово "инвалид"). "Проблема детской инвалидности сегодня печально актуальна, - сказал профессор Витольд Ясвин. - Но, увы, реально практически ничего не делается для ее решения средствами природы. Программа "Мосты в природу" - первая ласточка в этой работе".
"Все наши парки и заказники - прежде всего социальные объекты, они созданы для людей. И, по-моему, в какой-то мере это лицо нашей власти, показатель того, что они хотят и могут сделать для людей, особенно самых незащищенных, - сказала мне Вера Иннокентьевна Сеземан, заместитель директора заказника "Воробьевы горы". - На нас самих экскурсии и занятия с детьми-инвалидами производят огромное впечатление. Ребенок вообще не может ходить - но как у него глаза горят! Эти дети часто бывают изолированы от сверстников, за свою короткую жизнь они успели сверх меры настрадаться. И потому они - невероятно благодарные слушатели, они так рады любым занятиям с ними, что у нас слезы на глазах появляются. Такие программы общения с природой должны развиваться везде, они требуют не так уж много денег, а отдача - огромная. А сейчас это необходимо буквально всем детям. Ведь они проводят полжизни у компьютера, просто уходят от нас в другую реальность. А природа возвращает их - и к нам, и к самим себе".