Леонид Павлючик: Что показал «Клип»

Поводом для волнения стало предложение Минкульта запретить в России показ фильма «Клип», в котором есть откровенные сексуальные сцены. Фото: www.depositphotos.com

Министерство культуры вводит цензуру?


В России вводится цензура. Именно так восприняли в Киноcоюзе — влиятельной общественной организации, объединяющей многих известных мастеров экрана, — решение Министерства культуры РФ запретить показ в нашей стране сербского фильма «Клип». Об этом недвусмысленно и прямо заявил глава Киноcоюза, известный режиссер Андрей Прошкин, в экстренном обращении, адресованном руководству Минкульта.

Поводом к запрету фильма, который планировался к выходу на экран 30 августа, послужили матерная брань юных героев, употребление ими алкоголя и наркотиков, а также откровенные сексуальные сцены, которые чиновниками Минкульта квалифицируются как «материалы порнографического характера». Отказывая фильму в прокате на территории России, заместитель министра культуры Иван Демидов (это, кстати, одна из первых громких акций бывшего шоумена, ездового «Музобоза») сослался на закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступает в силу 1 сентября. Таким образом Минкульт и представляющий его Иван Демидов решили, видимо, упредить события. Но попали в сложную, если не сказать ложную ситуацию.

Действительно, фильм Майи Милош благостно-целомудренным не назовешь: жесткие, откровенные сцены не дают зрителям продыху и пощады. Но надо отдавать себе отчет, что это совсем не развлекательное, отнюдь не массовое и уж точно не детское кино. Никто, включая известного дистрибьютора Сэма Клебанова, который много лет привозит в Россию хиты европейского экрана, показывать его детям и не собирался. Да, это фильм о детях, о потерянном сербском поколении, но адресован он взрослой аудитории. Более того, «Клип» — типично артхаусное, фестивальное кино, уже показанное, кстати, на ММКФ, а ранее удостоенное «Золотого тигра» на последнем Роттердамском фестивале, входящем в десятку самых авторитетных киносмотров мира. Жюри тогда объяснило свой выбор очень точной формулировкой: «Это энергичный, искренний, честный, откровенный и нарушающий все нормы фильм, где современные средства используются, чтобы воссоздать шокирующую картину мира, существующую в головах поколения, записывающего свою жизнь на камеры мобильных телефонов».

Конечно, за нравственность общества можно бороться и так: запретами «опасных» фильмов и книг, круг которых со временем будет расти и шириться. Но во всем цивилизованном мире с проникновением бацилл «разврата» в умы юного поколения борются прежде всего разумными возрастными ограничениями. Предъяви паспорт, что тебе стукнуло 16 или даже 18 лет (в свое время в Великобритании знаменитый советский фильм «Иди и смотри», на который у нас в массовом порядке водили школьников, демонстрировался с18-летним возрастным ограничением), — и наслаждайся «Клипом» хоть до посинения. Все еще утираешь сопли рукавом — смотри дома безобидные мультики.

Но у нас все иначе. В ответ на письмо Прошкина, который предложил вместо возвращения цензуры ввести для фильма приемлемый возрастной ценз, директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов простодушно ответил, что в России «на практике далеко не все кинотеатры соблюдают установленные ограничения». Так, может, культурному ведомству все-таки надо направить мощь своего влияния на борьбу с кинотеатрами, которые нарушают закон, а не с фильмом, который гремит во всей Европе? Если детям, к примеру, нельзя не только смотреть шоковое кино, но и покупать сигареты и водку, то почему этой, прямо скажем, сомнительной радости (говорю об этом как человек некурящий и малопьющий) надо принудительно лишать еще и взрослых?

И потом, тактика запретов в нашем тотально компьютеризированном обществе сегодня изначально обречена на бесславное поражение. Выдай Минкульт прокатное удостоверение фильму «Клип» с полагающимися ограничениями — и его изначально небольшая аудитория скукожилась бы до горстки киногурманов. Теперь же подростки вместо подготовки к новому учебному году в массовом порядке скачивают скандально нашумевший фильм с пиратских сайтов:

Вы этого хотели, Жорж Данден, сиречь Иван Демидов?

Голоса

Иван Демидов, замминистра культуры РФ

— В фильме демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера. По сюжету фильма в этих сценах участвуют подростки, не достигшие совершеннолетнего возраста, что противоречит закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В связи с этим Минкультуры России заявляет об отказе в выдаче прокатного удостоверения на данный фильм.

 

Леонид Павлючик. 27 Августа 2012, 13:51
Да, об этом и речь. Запрет Минкульта привел к обратному результату -- взрыву массового интереса к фильму, который изначально был рассчитан на подготовленную, артхаузную аудиторию. Так что действия Минкульта объективно содействовали раскрутке фильма "Клип", от которого якобы надо было зрителей уберечь.
ссс 27 Августа 2012, 12:59
В Европе показывают ещё более жёсткие фильмы, этот фильмец -детский лепет по сравнению с ними, так что шум вокруг его только подогревает интерес к обсуждаемой картине.
Батька Махно 27 Августа 2012, 10:43
В постановке Эдриена Лейна, 1997 года. К широкому прокату картину не допустили, продюсерам удалось показать фильм всего на нескольких экранах, на которых лента демонстрировалась около полугода. В итоге картина собрала в прокате всего миллион долларов при бюджете около 60 млн.
Дотошный зритель 25 Августа 2012, 14:55
Батьке Махно. А какая "Лолита" была запрещена в Америке? В постановке Кубрика или в режиссуре Эдриена Лейна?
Батька Махно 25 Августа 2012, 00:04
Ответ Киноману: К слову, в США кинопрокат "Лолиты" был запрещен. И я считаю, что американские зрители от этого очень много потеряли - кино-то замечательное и очень аккуратное. Мы сейчас идем в ту же сторону... Поэтому отказ в выдаче прокатного удостоверения любой картине я одобрить никак не могу.

Общественная палата предложила заменить смертную казнь «пожизненной изоляцией преступников от мира». Как вы относитесь к такой идее?