«Зарядье» зазвучало, Малая Никитская глохнет

Пока Москва принимает новый концертный зал, может быть разрушен ее старейший музыкальный комплекс 

Во вновь построенном концертном зале «Зарядье» 22 августа впервые зазвучал оркестр. Провести акустическую пробу доверили Российскому национальному оркестру под управлением Михаила Плетнева.

Зал «Зарядье» – первый построенный в Москве за сто с лишним лет исключительно для классической музыки. Экскурсию по уникальному зданию «Труд» для своих читателей уже проводил («Пласидо Доминго звуком доволен», 12.08.2018). И вот – первая акустическая проба.

На сцене – Российский национальный оркестр. В зале, где завершается монтаж зрительских рядов – пара десятков журналистов. Звучит музыка изумительной красоты. Это мало известный в нашей стране классик польской музыки начала ХХ века Мечислав Карлович, симфоническая поэма которого «Анна и Станислав Освенцимы» вдохновлена старинной легендой о «польских Ромео и Джульетте». Михаил Плетнев любит эту музыку и по сути открыл ее для российского слушателя.

Ощущение – что ты купаешься в звуках. Так – практически в любой точке зала: на левом краю партера, на правом, сзади посредине…

«Акустику, насколько знаю, здесь делал выдающийся японский архитектор Ясухиса Тойота, строивший лучшие залы мира, так что плохой она быть не может, – заметил журналистам в перерыве Михаил Плетнев. – Мы уже пробовали разные варианты: вчера играли на ровной сцене, сегодня некоторые ее части приподняли. Еще будем экспериментировать, но уже ясно, что Москва получила замечательную площадку для классической музыки. Первое, что у меня возникает – чувство благодарности тем, по чьей инициативе она построена. Мы очень много ездим по всей стране, бываем в ее различных уголках и сокрушаемся по поводу того, что ничего отдаленно похожего на столичные дворцы музыки там нет. В то время как в соседнем Китае едва ли не в каждой деревне выстроены замечательные залы. Хотелось, чтобы такую же политику проводили и у нас те, кто имеет власть и возможности осуществлять подобные проекты».

Вслед за Плетневым сцену попробовал знаменитый бас Николай Диденко. И мощное форте, и трогательные тихие фразы песен «Ой ты степь широкая» и «Ноченька» были с полной отчетливостью слышны с любого ряда.

«С огромным удовольствием исполнил бы здесь симфонии Шостаковича, да все что угодно – западную, а особенно русскую музыку», – признался Николай.

«Если вы заметили, первое отделение мы, духовики, играли на одном уровне поднятия сценических блоков, а второе на другом, – уточняет концертмейстер группы флейт Максим Рубцов. – Чтобы звук был ровным, мы должны сидеть чуть выше, чем струнники, а они – подвинуться поближе к нам. Этот зал – как прекрасный инструмент, а любой инструмент требует настройки. Именно этим мы и занимаемся».

Первые слушатели придут в зал «Зарядье» 8 сентября. Тогда за пульт оркестра Мариинского театра встанет Валерий Гергиев – человек, приложивший громадные усилия к тому, чтобы этот зал появился. А 9-го на сцену поднимется коллектив Михаила Плетнева. Русскую вокальную музыку исполнят певцы с мировыми именами – Красимира Стоянова, Франческо Мели и Ильдар Абдразаков. А во втором отделении – Пятая симфония Чайковского.

 

В зале идут последние приготовления к открытию, которое состоится 8 сентября

И как же жаль, что одновременно Москва может лишиться другого своего музыкального центра, Государственного дома радиовещания и звукозаписи на Малой Никитской, теперь оказавшегося в имущественном ведении газеты «Известия». Вещательные каналы оттуда, впрочем, давно уже съехали, но до последнего функционировали две исторический студии, Первая и Пятая, в которых на протяжении 80 лет легендарные исполнители записывали величайшую музыку. Однако дальнейшая судьба студий и бесценного аудиоархива повисла в воздухе. На интернет-аукционах уже можно прочесть объявления о продаже записей, якобы выброшенных из дома на Малой Никитской на свалку. Многие деятели искусств – альтист Юрий Башмет, композитор Александр Чайковский, пианистка Екатерина Мечетина, режиссер Никита Михалков и целые организации – Союз композиторов России, фирма «Мелодия» – уже заявили о недопустимости разрушения студий, признанных лучшими в Европе по оснащению и звукорежиссерским силам.

Высказался в среду на эту тему и Михаил Плетнев:

«Мне кажется, что если это решение (о ликвидации студий. – «Труд») еще не окончательно принято, то следует, наверное, его пересмотреть. Это точка зрения не только моя, но и многих музыкантов, которые там записывались и выступали. ГДРЗ – историческое место, где были сделаны многие замечательные записи, и по своим акустическим свойствам эта студия, может быть, даже лучшая в Москве на сегодняшний день. Мне кажется, что ее разрушать и придавать зданию какую-то другую цель было бы не совсем целесообразно».