Главная Культура 10:14 24 Августа 2021 2659
«Волшебная флейта» сыграла боевую тревогу

Сказка – ложь, да в ней намек, напомнил нам спектакль из Зальцбурга

Сергей Бирюков
Трем мальчикам и их замечательному Дедушке - Клаусу-Марии Брандауэру - достались главные аплодисменты публики. Фотографии предоставлены агентством TheatreHD

Зальцбургский фестиваль продолжает делиться своими богатствами. Не прошло и двух недель, как нам транслировали оттуда сенсационную премьеру этого года – «Дон Жуана» в изощренной музыкальной трактовке Теодора Курентзиса (правда, и в вяловато-бесцветной, символистски-перемудренной режиссерской версии Ромео Кастеллуччи), и вот еще одна встреча с моцартовским шедевром – на этот раз «Волшебной флейтой». В отличие от вышеупомянутой продукции, это одна из самых, на взгляд обозревателя «Труда», естественных и увлекательных интерпретаций последней оперы венского гения.

Здесь, правда, речь не о новой, а об архивной постановке, впрочем тоже совсем недавней, 2018 года, которую в рамках серии, посвященной 100-летию Зальцбургского фестиваля, показало в минувший уикэнд российское агентство трансляций TheatreHD. «Волшебная флейта» стабильно входит в пятерку самых репертуарных опер мира, потому разнообразие ее сценических прочтений необозримо, от традиционного академизма до соцарта, как несколько лет назад в нашем Большом, или «звездных войн», как в нью-йоркском Метрополитене. Но, кажется, никому еще до американо-германского режиссера Лидии Штайер не приходила в голову простая мысль – представить эту историю как захватывающую и назидательную сказку, рассказанную на ночь детям.

Обычно театры, ставя полную, не адаптированную партитуру «Флейты», подают ее как притчу для взрослых, полную символических, в частности масонских смыслов, актуальных для Моцарта, как известно, принадлежавшего к движению «вольных каменщиков». А для детей ставят сокращенный вариант, не углубляясь в философию, но подчеркивая сказочную сторону сюжета. Штайер впервые (насколько могу судить) сделала детей не только желанными зрителями полнометражного спектакля, но и его стержневыми героями. Очевидно – понимая, что ребенок не меньше взрослого чувствует разрывы бытия, но только он от них гораздо менее защищен и потому переживает острее, и в поддержке нуждается большей.

Знаменитые Три мальчика из либретто «Флейты», к которым мы привыкли как к коллективному доброму антиподу коварных Трех дам, направляемых Царицей ночи, у г-жи Штайер выходят на сцену гораздо раньше своего первого явления в партитуре – в самом начале. Это три братика из большой семьи, живущей пусть и в любви, но далеко не всегда в согласии. Вот и прямо на звуках увертюры разыгрывается семейная ссора, вгоняющая ребят в смятение, разогнать которое способен только старый мудрый дедушка (разговорная роль, удачно изобретенная Штайер вместе с драматургом спектакля Иной Карр). Итак, дети уложены в кроватки в их уютной спаленке, дедушка берет в руки громадную старинную сказочную книгу, устраивается поудобнее в кресле под торшером – и… сказка оживает в ребячьем воображении, обретая лица из привычной дневной жизни. Так, папа, переряженный в сюртук и цилиндр, становится пафосным волшебником Зарастро, мама в лунно-белом платье и с рогами-лирой на голове – стервозной Царицей ночи, мясник Папагено, сменив окровавленный фартук на нечто попугайски-пестрое, оборачивается веселым птицеловом и охотником за немудреными житейскими удовольствиями.

Сам же солидный буржуазный дом, где живут мальчики, превращается… ну конечно в цирк: где еще, по опыту ребят, могут в этой жизни происходить чудеса, зримые и осязаемые! Так девицы из мечтаний Папагено становятся воздушными гимнастками, жрецы Зарастро – клоунами, а он сам – директором этого лицедейского царства, в своей пестроте вполне моделирующего целую вселенную. Даже принцесса Памина предстает акробаткой, неожиданно ассоциировавшись у автора этих строк (не думаю, что Штайер имела это в виду, хотя кто знает) с чудесной девочкой Суок из «Трех толстяков» Олеши и даже с окуджавовской строчкой «ему б кого-нибудь попроще, а он циркачку полюбил».

Птицелов Папагено у режиссера Лидии Штайер неуклюж и едва способен поймать обыкновенную курицу, зато принцесса Памина - сущая цирковая акробатка

Здесь единомышленники Штайер – сценограф Катарина Шлипф и художник по костюмам Урсула Кудрна – проявляют чудеса изобретательности, свободным вращением сценических конструкций трансформируя пространство в населенный загадочным народом, постоянно меняющий формы таинственный замок-лабиринт, каковым, наверное, представляется ребенку цирковое закулисье, неиссякаемо являющее все новых экзотических персонажей. Правда, рецензенты, видевшие спектакль вживую, говорят, будто эта пестрота произвела на них впечатление суеты и перенаселенности – не исключаю, что они правы, но тогда поклон команде видеотрансляции, создавшей ощущение полной сконцентрированности происходящего.

Лишь под конец постановщики пустились в очень уж, показалось, рискованный эксперимент, когда Принц – сошедший с полки офицер оловянных солдатиков и та самая акробатка-Принцесса – взявшись за руки идут навстречу последнему назначенному им испытанию огнем и водой. Тут под тихие «шаги» оркестра и мистически-тревожные голоса хора во весь задник сцены перед ними разворачивается кинохроника ужасов обеих мировых войн – летят комья земли, беззвучно орут солдатские рты, неподвижно скалятся скелеты жертв нацистских лагерей… Впрочем, разве не так было, когда пафосные речи мировых лидеров о «справедливости», «правде» и «отваге» (лозунги в толпе подчиненных Зарастро) обернулись планетарными бойнями одна страшнее другой? И надо ли удивляться внезапной зловещей развязке, когда жрец-клоун по команде своего вождя расстреливает прикатившую на броневике Царицу ночи, ее слугу Моностатоса и трех дам, курьезно наряженных в офицерские кители и кринолины?

Что еще остается после этого детям, как не нырнуть во внезапной темноте под одеяла и пугливо выглядывать из-под них под ликующие звуки финала: сказка ли так страшно закончилась, или то навеянный ею кошмар, или случилось неожиданное прозрение во взрослую жизнь?

Музыкальное решение, направляемое дирижерской палочкой опытного (в том числе в моцартовском репертуаре) греческого маэстро Константиноса Каридиса, гармонично и умеренно-исторично, т.е. без фанатизма в виде старинных медных или деревянных духовых (судя по мимолетным кадрам, цеплявшим оркестровую яму, там все вполне современно в смысле инструментария, что и естественно для Венского филармонического – главного оркестрового резидента фестиваля), но с соблюдением модной нынче суховатой сдержанности и прозрачной полифоничности звучания. Абсолютно на месте лирический тенор Мауро Петер (Тамино) и характерный – Майкл Портер (Моностатос), сопрано Кристиане Карг (Памина) и Мария Назарова (Папагена). Чудесен баритон Адама Плахетки (Папагено), роскошен бас Тарека Назми (Первый жрец). Чуть-чуть, показалось, не в своей тарелке чувствовал себя замечательный Маттиас Гёрне – даже его объемному голосу низковата «басовейшая из басовых» партия Зарастро. Что до нашей Альбины Шагимуратовой, она была непревзойденно точна во всех деталях космически высокой партии Царицы ночи, но для аутентичного исполнения этой все-таки не очень моцартовской, а скорее вердиевской певице не хватило скорости колоратур.

Броневик не спас Царицу ночи и ее Трех дам от жестокого расстрела подручными Зарастро

А вот кто вызвал наибольший шквал аплодисментов – это не поющий, а только разговаривающий (зато как!) Дедушка – Клаус-Мария Брандауэр и три юных солиста из Венского хора мальчиков. К сожалению, имена ребят остались неизвестными – по крайней мере нам, кинозрителям, но это никак не повлияло на неотразимый эффект, который произвела молекулярная чистота их интонации, помноженная на детское обаяние.

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Писатель-дальневосточник Василий Авченко – о «лейтенантской прозе», баррикадах в соцсетях и недопустимости «отмен»

Дарья Ефремова
Труд

Автор неоднократно номинированных на большие премии романов «Правый руль» и «Дальний Восток: иероглиф пространства» Василий Авченко считает, что у каждого поколения — своя война, оттого «окопная...

Бард и актер Игорь Растеряев – о цикличности жизни и новых песнях

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Новый альбом Игоря Растеряева услышат не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Барнауле и других городах нашей необъятной страны. Фото из личного альбома

У известного, барда, актера и гармониста Игоря Растеряева выходит новый, седьмой альбом «Круговорот». Автор представит его в Петербурге16 мая в концертном зале «Колизей» на «особенном театральном...

Культура 21:01 / 04 Мая 2024 6279
Причуды фортуны

Фигуристка Камила Валиева сообщила, что скоро станет ведущей нового телешоу

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Быть телеведущим на крупном канале очень престижно. Тысячи амбициозных граждан готовы многое отдать за то, чтобы постоянно светиться на экране. Но иногда судьба словно награждает этой работой людей в качестве компенсации...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Fotothek Mai Leipzig, globallookpress.com

О Второй мировой войне известно, кажется, все. Но появляются новые книги, и становится ясно, как много военных страниц еще не открыто, они пылятся в архивах и не торопятся на свет. Вопреки пословице, не все...

Третьяковка вспомнила автора портретной галереи ХХ века Николая Ульянова

Елена Широян, искусствовед
Труд
Одна из работ революционной поры - «Автопортрет с парикмахером»

Уже само название выставки в Третьяковке, посвященной творчеству одного из самых известных русских портретистов первой половины ХХ века Николая Ульянова, создает интригу. «Искусство без манифеста» — в эпоху,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?