ВЫНУЖДЕННАЯ ОСТАНОВКА

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Лязгая и поскрипывая, старенький автобус везет меня в Тутаев. Туда от

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Лязгая и поскрипывая, старенький автобус везет меня в Тутаев. Туда от Ярославля - всего 30 километров, а на дорогу уходит больше часа. Наверное, можно ехать быстрее, но водитель "жалеет" автобус. К тому же каждые десять минут тормозит, чтобы подобрать голосующих на обочине. Торопиться ему в общем-то и незачем: зарплата выше 3,5 тысячи рублей все равно не поднимется.
Пассажиров на этом маршруте много. В Тутаеве рабочих мест нет - почти три тысячи жителей ежедневно ездят на ярославские заводы, рынки. А вечером - назад. Старенький автобус обгоняют юркие маршрутки. В последнее время их число прибавилось. Из Ярославля до ближайших райцентров ходит около 40 "пазиков", еще 30 возят рыбинцев. На далекие перевозки маршрутки не претендуют. Доходы их владельцев, конечно, повыше: за километр проезда обычным автобусом пассажир выкладывает 47 копеек, а на маршрутном такси - 70. Однако вместимость "ПАЗа" невелика, и прибыль "съедается" быстрым износом техники на разбитых дорогах. Большая часть населения деньгами не бросается, предпочитая маршруткам редкий, но дешевый рейсовый автобус. Государственный транспорт ежедневно перевозит внутри области до 70 тысяч пассажиров.
По словам начальника государственного учреждения "Яроблтранском" Валерия Блинова, перевозки автобусами - дело убыточное. Тарифы с января не повышались, в отличие от цен на бензин, да и билеты мало кто берет - почти каждый относится к одной из 65 категорий льготников. В результате километр автобусного пробега по сельской местности - 7 рублей чистых убытков. Возмещать расходы "Яроблтранскому" должен областной бюджет. Но денег не хватает, и предприятие вместе с входящими в него подразделениями получает 60 процентов нужных средств. Обновлять автопарк не на что - остались в основном старые "ПАЗы" и "ЛАЗы", которым по 10-20 лет. Мягких "Икарусов" мало, используют их в ближайшем пригороде. Основная часть машин изношена на 80 с лишним процентов. Чтобы хоть как-то сэкономить деньги на топливо и запчасти, отменили часть рейсов в дневное время.
Евгений Мухтаров.
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Приволжский - один из самых дальних районов области. Недавно тут создано свое автопредприятие. Автобусные маршруты связывают райцентр и железнодорожную станцию Обшаровка с 24 селами. Старенький "ПАЗ" Владимира Барсукова стоит на станции в ожидании электрички из Самары. Пассажиры пересядут к нему, и он тронется в путь. Позднее по расписанию подойдет сызранская электричка. Салон обычно набивается "под завязку".
У Приволжского АТП всего шесть автобусов. Половина уже отбегала свое по сельским дорогам, но замены нет. Всякая поломка - катастрофа. Ремонтной базы у предприятия пока нет, даже гаражи приходится арендовать. За прошлый год выручка, по словам главного бухгалтера Людмилы Кузнецовой, составила 311 тысяч рублей, а затраты на ремонт - около 400 тысяч. Убытки покрыла райадминистрация. Районные автобусники редко приносят прибыль даже на новой технике.
Александр Петров.
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
В райцентре Ленинском все пригородные перевозки - в сфере частного предпринимательства. Если случаются аварии, то главным образом из-за спешки водителей. Потому что у частников главный девиз: время - деньги. Да и уровень их подготовки невысок, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения.
В последнее время в областной департамент по ценовой политике стали поступать жалобы на владельцев АТП и водителей, которые произвольно назначают цены за билет в пригородных маршрутках. Контрольная комиссия департамента проверила маршрут N 161 (Тула - Ленинский). Это одно из самых бойких направлений. Вдоль 30-километровой трассы разбросаны села, поселки, дачные кооперативы. Частные "пазики" набиваются сверх меры. Чтобы доехать до нужного места, особенно в выходные, люди готовы заплатить, сколько запросит водитель или контролер. Проверка установила много фактов завышения действующих в области тарифов. Впервые оштрафован владелец автотранспортного предприятия - на 4 тысячи рублей. В департаменте готовят специальные бригады для регулярной проверки пригородных маршруток.
Сергей Новиков.