СЕДОЙ ПАРОМЩИК

Паромных переправ на Средней Волге осталось немного. Одна из них - между Хвалынском и Духовницким. Здесь ширина реки - 9 километров. Не будь парома, пришлось бы жителям полдня добираться друг к другу. Отсюда до ближайшей переправы через Саратовскую ГЭС в Балаково - 60 км, до Сызрани - в полтора раза больше. К счастью, вот уже 35 лет между берегами бесперебойно курсирует старенький паром СП-24. И все это время с бессменным капитаном на борту - Владимиром Федосеевым. Недавно, на 300-летие Хвалынска, судну присвоили его имя.

В молодости Федосеев всего сезон проработал на Волге матросом, и река привязала его к себе на всю жизнь. После армии выучился на капитана, но дальние берега его не прельщали.
- Я человек домашний, к семье очень привязан, - рассказывает Владимир Иванович. - Транзитное плавание не для меня. Вон на одном из волжских сухогрузов из всей команды в 19 человек 14 - разведенные. А я с дежурства - домой. Мы с женой выросли на одной улице, воспитали двух детей. Уже четверо внуков растут.
35 лет назад Владимир Иванович сам съездил за новеньким паромом на Волгоградский судостроительный завод. Внешне корабль и сейчас как новый, свежеокрашенный и чистенький, команда за ним следит. Но Федосеев говорит: когда штормит на открытом водохранилище и волны доходят до двух метров, старое судно скрипит и норовит пойти юзом. Да и не было оно рассчитано на нынешние "КамАЗы" с прицепами.
... Капитан дает гудок, и мы отплываем в Духовницкое. Минут через десять, когда контуры хвалынских холмов стали расплываться, Федосеев говорит:
- Сейчас идем над островом. Его затопили, когда строили гидроэлектростанцию. Весь Хвалынск с него кормился - собирали тут ягоды, грибы, разводили огороды, скотину пасли на заливных лугах. А сколько деревень пришлось погубить! Никакими киловаттами это не окупится.
Теперь Волга постоянно размывает берега. Из-за этого за последние годы трижды приходилось переносить Духовницкую пристань. Мелеет река, и парому все труднее причаливать к берегу. Но на мель капитан Федосеев не угодил ни разу.
... Все знаменитости, приезжавшие в Хвалынск или Духовницкое, старались прокатиться на пароме. Не повезло члену Политбюро Михаилу Суслову - уроженцу этих мест. Когда "серого кардинала" везли в Духовницкое, начался сильный шторм. На берег он вышел совсем зеленый. Зато к его приезду к пристани проложили асфальт.
С паромом связана в этих краях добрая традиция. После выпускного бала "Капитан Федосеев" до рассвета катает недавних школьников. Обычно в эту пору выпадают самые светлые ночи, берега кажутся белыми от цветущих хвалынских садов, и яблоневый аромат на многие километры разносится над Волгой.
Когда Алла Пугачева спела знаменитую песню о седом паромщике, у жителей Хвалынска не было сомнений: это про Федосеева. По расхожей версии про паромщика ей мог рассказать не кто иной, как певец Сергей Челобанов, который родом из соседнего Балакова.
И еще одна история связана с паромом. Целый год команда наблюдала за девчонкой, которая каждый вечер приходила встречать паром - все ждала кого-то. Да напрасно. А как только пропала, объявился на пароме приезжий парень, все расспрашивал про ту девчонку. Но так ее и не нашел.
Капитан Федосеев, слушая эти рассказы, посмеивается. Чужих сердечных тайн паромщик не выдает, хотя любовных историй перевидал немало.
- Это только в песне берега не сходятся, а Хвалынск с Духовницким давно породнились и переженились, - говорит капитан. - Недавно переправляли через Волгу целый свадебный кортеж - восемь автомашин.
В середине 90-х на содержание парома перестали выделять средства. Хорошо еще, что запчастями Федосеев запасся в застойное время. А за соляркой поехал по заволжским деревням. Собрал председателей хозяйств, объяснил им ситуацию. Единодушно решили: нельзя допустить, чтобы паром встал. Скинулись - и целых два года СП-24 работал на той солярке.
Когда-то хвалынский порт был куда больше - несколько пассажирских судов да подъемные краны. Сейчас остался один паром. И пристань в Хвалынске хотели закрыть, но главный инженер Алевтин Жулидов поехал в речной порт в Балаково и убедил отдать убыточную пристань ему в аренду. За несколько лет грузооборот вырос в 8 раз. Только брать пристань в собственность Жулидов не хочет: налогами задушат. Между тем балаковский порт, к которому относится пристань, катится к банкротству.
- Хорошо, если порт купит знающий, дельный человек, а то ведь сколько раз так было: покупают - и либо просто замораживают, либо разваливают предприятие вконец, - сокрушается Алевтин Владимирович.
К юбилею Хвалынска Федосееву вручили губернаторский знак "За любовь к родной земле". Кто-кто, а верный капитан эту награду точно заслужил.