ШРЕДЕР ОСТАЕТСЯ

Целая серия скандалов не обошла стороной в последние годы ни правящую коалицию, ни оппозиционный дуэт. "Черные кассы" и финансовые махинации в ХДС и СДПГ, использование государственных средств для полетов по частным делам у социал-демократов и "зеленых", расистские заявления вице-председателя свободных демократов, запутанная история со сравнением Буша с Гитлером, приписываемая министерше юстиции, казалось бы, могли вызвать отторжение у избирателей, подтолкнув значительную часть из нихк бойкоту выборов.

Но этого не произошло - голосовать явилось почти 80 процентов из 61,2 миллиона избирателей. Впервые в своей жизни взял в руки бюллетени и Михаэль Шумахер, человек, известный в ФРГ не менее, чем канцлер и кандидат на его место. "Я впервые принял участие в выборах, - сказал великий автогонщик, - потому что имел значение каждый голос, в том числе и мой".
Такой абсолютно равной борьбы за депутатские кресла бундестага в ФРГ еще никогда не было. Партия или коалиция для получения права сформировать правительство и управлять страной должна иметь минимум 301 депутатский мандат. Набрать такое количество в одиночку не могла и думать ни одна партия в Германии, а потому уже заранее определились коалиции: "красно-зеленая" (социал-демократы и экологисты) и "черно-желтая" (христианские демократы и либералы).
По мере подсчета голосов, в том числе и поданных по почте, перевес переходил от одной коалиции к другой, и наконец установилось патовое положение: у СДПГ и "зеленых" - 300 мест, у ХДС/ХСС и свободных демократов - 298, у партии демократического социализма, которую никто не берет в коалицию, - два мандата. "Сыщется", как это происходило на президентских выборах в США, один голос, другой, и ситуация в бундестаге станет прямо противоположной. А если, не дай Бог, кто-то из прошедших в парламент по прямому мандату скончается, тогда потребуются новые выборы - какой они дадут результат?
Но с какими же собственными результатами, "со щитом или на щите" вышла из парламентской борьбы каждая партия? После неоднократных поправок к утру в понедельник выяснилось, что ХДС/ХСС набрала 38,5 процента голосов, что почти на 4 процента больше, чем в 1998 году. "Мы выдвинули в качестве основных, - объяснил успех торжествующий Эдмунд Штойбер, - самые важные темы: подъем экономики, борьбу против безработицы, пакет реформ, прежде всего по налогам, в здравоохранении, на рынке труда, и наметили программу действий. В отличие от соперников мы не делали ставку на страхе населения перед возможным военным конфликтом в Ираке".
Сдала позиции СДПГ, не будь личного авторитета канцлера, результаты оказались бы еще хуже. У нее тоже 38,5 процента, что, однако, на три с лишним меньше, чем на предыдущих выборах. "Конечно, это неприятно, - сказал Герхард Шредер, делая хорошую мину при плохой игре, - но главное для нас было сохранить коалицию с "зелеными". Экологисты по набранным голосам вышли на третье место - 8,5 процента.
Свободные демократы, заявлявшие о своей цели набрать 18 процентов, едва перевалили за семь, а ПДС потерпела просто сокрушительное поражение, не преодолев пятипроцентный барьер и проведя только двух прямых депутатов.
В выборах участвовали еще 19 партий, но они, собрав на всех три процента голосов, никакой роли не играют.
Руководству парламентских партий еще предстоит проанализировать причины успехов и неудач, но уже сейчас можно сказать, что немецкий избиратель оказался в сложном положении, не видя реальной, деловой разницы в программах у ведущих политических партий по решению важнейших проблем страны. Отсюда практически патовые итоги. Еще подсчитываются результаты выборов немцев, находящихся за рубежом и "отправивших" свои голоса по почте. Поправки могут внести и так называемые "переходные" голоса, когда кто-то баллотировался и напрямую, и на всякий случай по партийным спискам. Если такому кандидату повезло с прямым мандатом, то на его место в списке попадет еще коллега по партии.
P.S. Последние данные подсчета голосов, переданные информагентствами, говорят, что у "красно-зеленых" - 306 мест, а у их оппонентов - 294. Это означает, что Герхард Шредер и его коалиция остаются у кормила власти.
За выборами в бундестаг следили не только в Германии, но и в Москве. В немецком посольстве был организован прием, во время которого можно было в режиме он-лайн наблюдать за перипетиями "борьбы голосов". Гостями были многие видные российские политики, общественные деятели, историки, германисты, представители прессы. Перед прямыми телевизионными трансляциями о результатах выборов организаторы вечеринки предложили всем присутствующим сделать свои прогнозы относительно процентного распределения голосов между партиями. Лучшими предсказателями-аналитиками оказались, разумеется, граждане ФРГ, работающие в Москве. Но и наши наблюдатели не ударили лицом в грязь: одним из победителей конкурса прогнозов стал сотрудник немецкой редакции радио "Голос России" Николай Елкин.
Александр Ерастов.