ООН - НЕВИННАЯ ЖЕРТВА

В преддверии 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоится четвертая встреча лидеров России, Германии и Франции, на которой будут обсуждаться вопросы реформирования ООН, повышения эффективности ее деятельности. Сегодня мы публикуем размышления на эту тему авторитетного политика - бывшего премьер-министра Австралии Малкольма ФРЕЙЗЕРА.

После иракской войны некоторые утверждают: то, что ООН не сумела удержать ситуацию в Ираке под контролем, нанесло чрезвычайно серьезный ущерб самой организации. Согласно данным Pew Research Centre, опросившего в июне 16 тысяч человек из 20 стран и в том числе и Палестины, доверие общественности к ООН - одна из главных жертв конфликта в Ираке, причем положительный рейтинг этого органа упал почти во всех странах.
В данном случае ООН - невинная жертва. ООН может быть лишь суммой своих членов. Если ООН становится объектом резкой критики, это значит, что резкой критике подвергается политика крупнейших государств - членов ООН. Если ООН неспособна к действию или если ее усилия, по мнению многих, терпят неудачу, как в случае с Ираком, то мы должны помнить, что неудача ООН означает отсутствие у государств-членов воли к тому, чтобы ООН заработала эффективно. ООН не существует сама по себе. Вместе с тем снижение общественной оценки ее деятельности вызывает серьезную озабоченность.
Падение влияния Совета Безопасности угрожает мирному сосуществованию государств и международной стабильности. Авторитет этого ключевого органа принятия решений важен по трем основным причинам.
Во-первых, необходимо сотрудничество в борьбе с терроризмом. Без взаимодействия полицейских сил, органов разведки и правительств террор не победить. США сумели побороть и устранить угрозу, исходящую от талибов; вместе с тем афганский опыт может оказаться опасным для нынешней администрации, если она решит, что эта победа демонстрирует эффективность односторонних решений, подкрепленных неоспоримой военной мощью. Война с терроризмом далеко не закончена, и война не победит террор. Развитие ситуации в Ираке после формального окончания боевых действия - лучшее тому доказательство. Оптимальным механизмом для этого является работа в рамках уже существующей ООН.
Согласованная и энергичная деятельность через единый и сильный Совет Безопасности - это ответ террору, который услышат все террористы, где бы они ни находились. Мы должны признать, что террор может осуществляться не только на негосударственном уровне: сами государства тоже способны развязать террор. В каких случаях терроризм принимает форму инициированных государством убийств, а в каких становится частью завоевательной войны? Принципиально важно выработать универсальное определение террора, найти интернациональный и всеобщий подход к борьбе с терроризмом. И принципиально важно защитить авторитет Совета Безопасности ООН - единственного международного органа, имеющего законные полномочия регулировать вмешательство в дела другого суверенного государства.
Во-вторых, Совет Безопасности и поддержка ООН - это единственный путь к созданию мировой системы, основанной на законности. Мы не можем бороться с терроризмом вне рамок законности, а без соблюдения законов мы не можем надеяться на мир. XX век был периодом выработки законов, нелегких усилий по защите прав людей по всему миру. Это одно из самых значительных достижений, завещанных нам прошедшим столетием. Лучший орган для подобной цели - Совет Безопасности ООН.
В-третьих, ослабление властных полномочий Совета Безопасности вызывает беспокойство, потому что безопасность - понятие коллективное. Мы не можем требовать прав для одного человека в ущерб правам другого и не можем добиться безопасности одной страны ценой безопасности другой.
Из-за террора и неопределенности глобальных экономических перспектив мы оказались в ситуации, в которой нет безопасности. У нас - даже у самых могущественных государств - нет иной альтернативы, кроме сотрудничества. Без сильного и единого международного сообщества проблемы, стоящие сегодня перед миром, будут множиться и углубляться. Сильный международный порядок имеет шанс сформировать единый фронт, выработать единые стандарты приемлемого поведения, которые пересекут культурные и цивилизационные границы.
Полностью статья будет опубликована на сайте www.globalaffairs.ru