ПОСЛЕДНИЙ ЧАС "ЩУКИ"

Недалеко от болгарского порта Варна недавно были обнаружены обломки советской подводной лодки, погибшей в годы Великой Отечественной войны. На спасательном судне "Эпрон" туда направилась экспедиция, возглавляемая начальником управления аварийно-спасательных работ Черноморского флота капитаном 1 ранга Василием Васильчуком. Поисковую операцию проводили лучшие водолазы ЧФ. В их числе старший мичман Юрий Гусев, награжденный орденом Мужества за сложнейшие подводные работы на АПЛ "Курск".

О находке болгарских рыбаков осенью 2000 года в Севастополе узнали от школьников, участников четвертой историко-этнографической экспедиции "Хождение за три моря". На яхте "Персей" юные путешественники прошли по местам боевой славы русского флота через Черное, Мраморное и Эгейское моря. Заходили и в Варну.
В главный штаб ВМС Болгарии был направлен запрос. Ответ на него пришел не сразу: чтобы сказать что-то конкретное о лежащей на дне подводной лодке, требовался не только ее наружный осмотр с помощью водолазов, но и серьезная работа с архивными документами. Капитан 3 ранга в отставке Росен Гевшеков, служивший старшим офицером-водолазом военно-морской базы болгарских ВМС в Варне, организовал команду аквалангистов, в которую вошли члены местного водолазного клуба "Реликт-2002". Они и определили: найдена советская подводная лодка типа "Щ" времен Великой Отечественной войны, почти аналогичная подлодке Щ-204, обнаруженной еще в 1983 году в 20 милях от Варны.
После подводных исследований Гевшеков приступил к архивным поискам. Оказалось, что рыбацкая находка - это подводная лодка Щ-211, в ноябре 1941 года вышедшая в свой очередной боевой поход, из которого ей не суждено было вернуться...
Большая исследовательская работа, проведенная болгарскими энтузиастами, позволила детально восстановить хронику последнего дня "Щуки". 14 ноября 1941 года Щ-211 находилась на боевой позиции у мыса Галата. Ее радисты запеленговали румынский минный заградитель "Принц Карол", державший курс на Варну. Первая атака наших подводников оказалась неудачной. Но, обнаружив след торпеды, командир румынского корабля сообщил о нападении на немецкий военный аэродром, расположенный в районе Варненского озера. Ему это не помогло. Второй залп "Щуки" достиг своей цели: "Принц Карол" ушел на дно в 5 милях от Варны. Убедившись в уничтожении вражеского корабля, командир Щ-211 дал команду на всплытие. В надводном положении на максимальной скорости подлодка начала уходить в юго-восточном направлении. Однако в 3 милях от точки потопления "Принца Карола" "Щуку" настиг немецкий самолет. Бомбы сильно повредили корпус лодки, и она затонула. На следующий день штормовые волны выбросили на берег у села Шкорпиловцы страшные доказательства гибели советской субмарины: обезображенное тело старшего помощника командира с обмотанным вокруг шеи разбитым биноклем, порванную десантную лодку и помятую емкость с горючим.
Интересно, что изложенная болгарами последовательность событий того трагического дня не имеет ничего общего с официальной версией гибели Щ-211. По советским данным, "Щука" подорвалась на мине в районе мыса Шаблер на два дня позже. Расхождение в датах не может не удивлять. В некоторых наших источниках даже утверждается, что Щ-211 на связь не выходила и в назначенный срок на базу не вернулась. Предположительно подорвалась на мине и погибла в районе Варны". Скорее всего, дата гибели Щ-211 является приблизительной, ведь советская сторона не располагала никакими данными об обстоятельствах и времени трагедии. Знали только, когда экипаж ушел в поход. А вот немецкие летчики именно 14 ноября четко зафиксировали факт потопления советской подлодки.
Болгарская версия гибели Щ-211 представляется более правдоподобной еще и потому, что объектив подводной видеокамеры запечатлел многочисленные повреждения корпуса подлодки, которые одна мина причинить не может.
Дальнейшая судьба найденной "Щуки" - тема будущих консультаций и встреч российских и болгарских представителей. Подъем подлодки ввиду сильных повреждений корпуса вряд ли возможен. Несмотря на то, что носовые торпедные аппараты, скорее всего, пусты (атака румынского корабля предпринималась дважды), до сих пор не исключена опасность взрыва запасных торпед.
Скорее всего, в отношении Щ-211 будет применена схема действий, уже отработанная в июне 1983 года управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота на лежащей неподалеку на дне подводной лодке Щ-204, погибшей 6 декабря 1941 года также у берегов Болгарии. Тогда 28-й НИИ Минобороны дал заключение, что поднимать подводную лодку вследствие сомнительного состояния боевых зарядных отделений торпед небезопасно. Подготовка к планировавшемуся подъему "Щуки" была прекращена. Корпус подлодки очистили от обрывков сетей и ракушек, вскрыли верхний рубочный люк и подняли на поверхность останки подводников и часть корабельной документации. По окончании работ, которые проводились в течение 45 суток, верхний рубочный люк был заварен, а члены экипажа похоронены в Севастополе. Носовое орудие с подлодки является сейчас одним из самых ценных экспонатов Музея Черноморского флота РФ.
На наших морских картах точка с координатами 42 градуса 53 минуты 8 секунд северной широты и 28 градусов 03 минуты 6 секунд восточной долготы объявлена местом отдания воинских почестей экипажам подводных лодок Щ-204 и Щ-211. В Болгарии память о Щ-211 чтут по-особому. Именем ее командира Александра Девятко названа одна из улиц Варны.