РАУЛЬ ХАДЖИМБА: ВРЕМЯ РАБОТАЕТ НА АБХАЗИЮ

И не только потому, что он рекомендован на этот пост уходящим в отставку президентом Владиславом Ардзинбой, авторитет которого по-прежнему высок. Именно при его премьерстве большинство населения республики получило российское гражданство, а ветераны войны и труда - российские пенсии. С именем Хаджимбы связывают и некоторые успехи в экономике.

О нынешних проблемах самопровозглашенной республики и путях их решения премьер-министр рассказывает в эксклюзивном интервью корреспонденту "Труда". Ясно, что это его взгляд, и оценки отнюдь не бесспорны, но помогают лучше представить сложное положение дел в этой "горячей точке".
- При всех сложностях - что считаете достижениями республики за эти десять лет?
- Первое и главное - Абхазия сохранила независимость, показала миру, что может быть самодостаточной. Из-за экономической блокады со стороны Грузии народ терпит лишения. Но это дело временное, а время, мы уверены, работает на нас.
- Вы не раз подчеркивали, что важнейшая задача - подъем и реформирование экономики. Каковы здесь ваши главные приоритеты?
- Во-первых, объектом нашего пристального внимания должна оставаться курортная сфера - главный на сегодня источник пополнения бюджета. Здесь мы рассчитываем прежде всего на российского инвестора. Есть абхазский, а точнее, куарчальский уголь. По качеству он превосходит все угольные копи бывшего Советского Союза. Основные разработки угля у нас проводятся турецкими фирмами. Но сырья в республике достаточно, и мы готовы рассмотреть вопросы участия в этих разработках и российских компаний. Экспортной отраслью может стать и деревообработка, и кое-какие успехи здесь уже есть. Если в предыдущие годы мы вывозили за рубеж только сырье, то года два назад уже наладили производство полуфабрикатов. И, конечно, важная отрасль - сельское хозяйство, выращивание цитрусовых и других культур.
В республике начался процесс приватизации. Правда, для того чтобы в приватизации принял участие крупный российский капитал, необходимы особые гарантии защиты частной собственности, которые "перекрывали" бы звучащие в Тбилиси заявления о якобы изначальной незаконности всех сделок, заключаемых Абхазией.
- Ваши правоведы и политики всячески пытаются обосновать правомочность выхода из состава Грузии, полной абхазской независимости. Но ведь вам ясно, что это противоречит международному приоритету территориальной целостности государств, нерушимости их границ.
- Я вновь хочу напомнить очень важное обстоятельство: Абхазия исторически не являлась частью Грузии, даже в раннюю пору советской власти была союзной республикой. А в состав Грузии ее включили фактически насильно, вопреки национальным интересам абхазского этноса. И то, что с развалом великого государства Грузия вышла из состава СССР, отнюдь не означало, что вместе с ней должна была выйти Абхазия. Абхазия в начале XIX столетия самостоятельно и добровольно вошла в состав Российской империи, и решать свою судьбу на новом повороте истории вправе был сам народ. Вот он и решает.
- Это все-таки история. А что с реальными перспективами?
- Что касается ближайших перспектив нашей республики, то и здесь у нас есть полная определенность. Мы не говорим, скажем, в отличие от Южной Осетии, о полном вхождении в состав России, хотя стремление быть с Россией у нас однозначно. Мы предлагаем установить ассоциированные отношения, предполагающие определенные договоренности в сфере валютного обращения, обороны, сближения законодательства... Россия для абхазов - не только великий сосед, но и государство, с которым республика связана нерасторжимыми историческими узами, общностью культуры и экономических интересов. Но в Абхазии очень серьезно подходят и к отношениям с другими непризнанным республиками - Приднестровьем, Южной Осетией и Нагорным Карабахом - с тем чтобы совместно решать свои проблемы. Этого-то нам никто не запретит.
Что касается независимости Абхазии от Грузии, то этот вопрос решен, считаю, раз и навсегда. Если потребуется, мы готовы дать отпор агрессору, у нас для этого достаточно сил и средств.
- Отвлечемся от сложных и противоречивых, как вы сами сказали, вопросов. В Абхазии все говорят о вашей поразительной работоспособности: свет в окнах премьер-министра обычно не гаснет до поздней ночи. Находите ли вы все-таки время для семьи, каких-либо увлечений?
- С прискорбием признаюсь: не нахожу. Дел столько, что просто невпроворот. Своих детей - сына и дочь - вижу чаще всего спящими. А вот газету "Труд" читаю. И это не комплимент: она одна из немногих российских изданий, которая, несмотря на всевозможные веяния, стремится сохранить свое лицо, объективность, внимание к запросам большинства граждан.